Тест по биологии «Состав и функции крови. Тест по биологии «Состав и функции крови Лимфа образуется из

Вторую группу крови можно переливать:

II - I

I - III

I - IV

Кровь первой группы можно переливать всем остальным группам без неблагоприятных последствий. Люди с первой группой являются универсальными донорами, но им самим можно переливать кровь только их группы. Наряду с универсальными донорами имеются и универсальные реципиенты. Это люди, кровь которых принадлежит к четвёртой группе. Им можно переливать кровь любой группы. Людям, имеющим кровь второй и третьей групп, можно переливать кровь первой группы и их собственной.

В течение всей жизни человека его группа крови не меняется. Таким образом, вторую группу крови можно переливать людям с первой и второй группой.

В свёртывании крови принимают участие ионы:

железа

кальция

магния

При повреждении кровеносного сосуда вытекающая из него кровь свёртывается в течение 3-4 минут, образуя красный сгусток, который закрывает просвет сосуда и препятствует дальнейшей потере крови. Главная реакция, ведущая к появлению сгустка крови, — образование нерастворимых нитей белка фибрина из растворённого в плазме белка фибриногена. Фибриноген и другие вещества, участвующие в свёртывании крови, являются постоянными компонентами крови. Однако процесс свёртывания у здоровых людей происходит только после ранения сосудов и выхода из них крови. Это объясняется тем, что процесс свёртывания крови запускается продуктами распада повреждённых клеток стенок сосуда и гибели тромбоцитов.

В свёртывании крови (гемостаз ) принимают участие ионы соли кальция (витамин К ). Если соли кальция удалены или в крови нет витамина К, кровь свёртываться не будет.

Этапы свёртывания крови.

Естественный врождённый иммунитет — это:

невосприимчивость к инфекции, обусловленная наследственными особенностями вида

невосприимчивость к инфекции, обусловленная получением антител через плаценту

невосприимчивость к инфекции при перенесении данного заболевания

Естественный врождённый иммунитет — это: иммунитет являющийся наследственным признаком данного вида животных. Например, кролики и собаки невосприимчивы к полиомиелиту (детскому параличу), а человек — к возбудителю чумы рогатого скота и т. д.

Лейкоциты участвуют:

в клеточном и гуморальном иммунитете

только в реакциях клеточного иммунитета

только в фагоцитозе

Различают клеточный и гуморальный механизм иммунитета. Клеточный — уничтожение вредного фактора клетками-фагоцитами, гуморальный — его уничтожение находящимися в крови особыми веществами, антителами, растворёнными в крови.

В-лимфоциты нейтрализуют чужеродные антигены, образуя в ответ на их появление антитела. Т-лимфоциты участвуют в реакциях клеточного иммунитета, опознавая чужеродные ткани и органы, а также опухолевые клетки; участвуют в отторжении трансплантатов. Вырабатывают гамма-глобулин.

Искусственный активный иммунитет — это:

введение в организм сыворотки, содержащей готовые антитела

невосприимчивость к инфекции, обусловленная получением антител через плаценту или с молоком матери

введение в организм вакцины, на которую вырабатываются антитела

Искусственный активный иммунитет получается путём прививки здоровым людям убитых или ослабленных культур болезнетворных микробов и вирусов, микробных ядов токсинов. Введение в организм этих препаратов (вакцин ) — имитирует заболевание в лёгкой форме и активизирует защитные силы организма, вызывая в нём образование соответствующих антител.

Центральные органы иммунной системы:

тимус и селезёнка

красный костный мозг и тимус

миндалины и лимфатические узлы

Центральные органы иммунной системы: красный костный мозг и тимус.

Антитела плазмы крови образуются:

плазматическими клетками

всеми лейкоцитами

эритроцитами

Плазматические клетки (плазмоциты) — это класс лейкоцитов, образующихся из В-лимфоцитов.

Плазмоциты — часть иммунной системы, функция которых заключается в выработке специфических иммуноглобулинов (антител). В-лимфоцит получает сигнал о том, или ином антигене и после этого оседает в лимфатических узлах, где начинает преобразовываться в плазматическую клетку. Одновременно начинают образовываться клетки памяти, способные реагировать на антиген через месяцы и даже годы после первого вторжения. Продолжительность жизни плазмоцитов составляет всего несколько дней, а клетки памяти сохраняются намного больше, и могут даже сохраняться до конца жизни. Если произойдет повторное вторжение того же самого антигена, то клетки памяти быстро начинают синтезировать антитела в огромном количестве, и им не надо будет тратить время на распознавание появившегося антигена.

У взрослых плазмоциты отсутствуют, а у детей они могут содержаться в незначительных количествах.

Плазматические клетки, образуются в периферической крови во время вирусных инфекций (ветряная оспа, корь, краснуха, инфекционный мононуклеоз).

Функции белков плазмы крови:

участие в свёртывании крови

обеспечивают вязкость крови и участвуют в реакциях иммунитета

оба ответа правильные

В поддержании гомеостаза участвуют:

кровеносная, дыхательная, пищеварительная и выделительная системы

нервная, половая, дыхательная системы

эндокринный аппарат

В поддержании гомеостаза роль различных органов организма не одинакова. Система органов пищеварения обеспечивает поступление в кровь питательных веществ. Органы кровообращения осуществляют непрерывное движение крови и приносят кислород и питательные вещества клеткам, а продукты распада уносят от них. Органы дыхания обеспечивают поступление кислорода в кровь и удаление углекислого газа. Через лёгкие, почки, кожу из организма происходит удаление конечных продуктов обмена веществ.

В поддержании гомеостаза важную роль играет нервная система. Быстро реагируя на изменения внешней или внутренней среды она постоянно изменяет деятельность органов. Благодаря развитию приспособлений, обеспечивающих постоянство внутренней среды организма, его клетки менее подвержены изменяющимся условиям внешней среды. Нарушение гомеостаза приводит к значительным изменениям в работе органов и к различным заболеваниям.

Форменные элементы крови образуются в:

жёлтом костном мозге и почках

лимфатических узлах, селезёнке, красном костном мозге и тимусе

селезёнке и железах смешанной секреции

Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Эритроциты — безъядерные, красные двояковогнутые клетки крови. Они образуются в красном мозге плоских костей из ядерных, стволовых клеток. Тромбоциты образуются в красном костном мозге. Лимфоциты, разновидность лейкоцитов, образуются в лимфоузлах, миндалинах, аппендиксе, селезёнке, тимусе, костном мозге.

Вид иммунитета, при котором вводится сыворотка заражённых животных, содержащей готовые антитела:

искусственный пассивный

искусственный активный

врождённый

Искусственный пассивный иммунитет создаётся путём введения в организм сыворотки, содержащей готовые антитела и антитоксины (вещества, обезвреживающие продукты жизнедеятельности микроорганизмов) против микробов и их ядов — токсинов. Пассивно приобретённый иммунитет сохраняется обычно недолго (не больше месяца), но зато проявляется почти сразу же после введения лечебной сыворотки. Своевременно введённая сыворотка, содержащая уже готовые антитела, обеспечивает успешную борьбу с инфекцией, которая развивается так быстро, что организм не успевает выработать достаточное количество антител и больной может умереть. После некоторых инфекционных заболеваний иммунитет не вырабатывается, например, ангина, которой можно болеть много раз. Такой иммунитет используют в лечебных и профилактических целях.

Внутренняя среда организма. 1 вариант.

1. В состав крови не входят:

А) нейроны Д) кровяные пластинки

В) лейкоциты Е) тромбоциты

С) эритроциты

2. Особенности строения эритроцитов человека связаны с выполняемой ими функцией:

А) выработка антител Д) перенос кислорода

В) участие в иммунной защите Е) участие в свертывании крови

С) обезвреживание бактерий

3. Большая часть плазмы крови составляют:

А) глюкоза Д) вода

В) белки Е) жиры

С) нуклеиновые кислоты

4. Лимфа образуется из:

А) тканевой жидкости Д) плазмы крови

В) тромбоцитов Е) лейкоцитов

С) эритроцитов

5. Антигенами называют:

А) вещество, связанное со свертыванием крови

В) белки, нейтрализующие вредное действие чужеродных тел и веществ

С) чужеродные для организма вещества

Д) форменные элементы крови

С) особый белок, который назвали резус – фактор

6. Заболевшему дифтерией необходимо срочно вести:

А) антигены Д) вакцину и физиологический раствор

В) вакцину Е) сыворотку

С) физиологический раствор

7. Кровь красного цвета за счет:

А) лейкоцитов Д) кровяной сыворотки

В) кровяной плазмы Е) эритроцитов

С) фибрина

8. Кровь людей I группы можно переливать людям:

А) только со 2 группой крови Д) только с 4 группой

В) с любой группой крови Е) только с 1 группой

С) только с 3 группой крови

полая вена

9. В одном кубическом миллиметре крови содержится эритроцитов:

А) около 5 млн. Д) от 100 тыс. до 200 тыс.

В) от 3 тыс. до 4 тыс. Е) от 5 тыс. до 10 тыс.

С) от 200 тыс. до 300 тыс.

10. Если от цельной крови отделить клетки крови, то остается:

А) физиологический раствор Д) плазма

В) гамма – глобулин Е) форменные элементы

С) сыворотка

11. Заболевание, связанное с резким снижением свертываемости крови – это:

А) тромбоз Д) лейкемия

В) стенокардия Е)варикозное расширение вен

С) гемофилия

12. Кровь относится к ткани:

А) поперечнополосатой Д) мышечной

В) соединительной Е) нервной

С) эпителиальной

Внутренняя среда организма. 2 вариант.

1. Продолжительность сердечного цикла сердца человека в состоянии покоя составляет примерно:

А) 0,8 сек. Д) 0,4 сек.

В) 0,3 сек. Е) 0,5 сек.

С) 1 секунду

2. При малокровии в крови уменьшается содержание:

А) кровяной плазмы Д) эритроцитов

В) лейкоцитов Е) тромбоцитов

3. Группа крови у человека:

А) изменяется после пятидесяти лет В) изменяется 2 – 3 раза в детском возрасте

С) не изменяется в течение жизни Д) изменяется после переливания

Е) изменяется только у универсальных доноров

4. Пульс прощупывается на:

А) нижней полой вене Д) легочной артерии

В) легочной вене Е) височной артерии

5. Между предсердием и желудочком располагается клапан:

А) лунный Д) ступенчатый

В) полулунный Е) створчатый

С) венозный

6. Основная функция кровеносной системы:

А) перенос веществ Д) движение

В) накопление питательных веществ Е) расщепление питательных веществ

С) синтез белков

7. Физиологический раствор вводят больным для восполнения недостатка:

А) лейкоцитов Д) кровяных пластинок

В) эритроцитов Е) лимфы

С) плазмы

8 В сыворотке отсутствует:

А) гемоглобин Д) резус - фактор

В) альфа – глобулин Е) гамма - глобулин

С) фибриноген

9. Свертыванию крови препятствует:

А) тромбин Д) гемоглобин

В) фибриноген Е) гепарин

С) фибрин

10. Гипертония – заболевание системы органов:

А) дыхательной Д) мочевыделительной

В) половой Е) сердечно - сосудистой

С) пищеварительной

11. Тромбоциты:

А) поглощают и переваривают микробов Д) препятствуют свертыванию крови

В) участвуют в свертывании крови Е) переносят питательные вещества

С) переносят кислород

12. Стенки кровеносных сосудов образованы из:

А) поперечно – полосатой сердечной мышцы

В) гладкой мышечной ткани С) двуглавой мышцы

Д) трехглавой мышцы Е) поперечно – полосатой скелетной мышцы

13. Сужают просвет артерий отложения:

А) холестерина Д) ацетилхолина

В) гемоглобина Е) гликогена

С) адреналина

14. Клетки – «пожиратели»:

А) лизосомы Д) фагоциты

В) пластиды Е) митохондрии

С) рибосомы

15. Способность организма вырабатывать особые белки – антитела обеспечивает:

А) постоянство внутренней среды В) превращение фибриногена в фибрин

С) иммунитет Д) переваривание чужеродных частиц Е) защиту от образования тромбов

16. Снабжает кровью сердце:

А) аорта Д) верхняя полая вена

В) нижняя полая вена Е) венечная артерия

С) легочная артерия

17. Искусственный активный иммунитет можно приобрести:

А) переболев болезнью Д) от родителей

В) сделав прививку Е) внутриутробно

С) при введении лечебной сыворотки

18. Стенки сердца состоят из ткани:

А) поперечно – полосатой сердечной Д) эпителиальной

В) поперечно – полосатой скелетной Е) соединительной

С) гладкой мышечной

19.Какая система обеспечивает клетки кислородом.

А) легкое В) сердце. С) дыхательная система. Д) кровеносная система. Е) нервная система.

20. С бактериями и инородными телами борются

А) соли кальция. В) лейкоциты. С) эритроциты. Д) тромбоциты. Е) плазма.

21. Основная роль гемоглобина.

А) перенос кислорода. В) перенос углекислого газа. В) предотвращает закисление крови.

Д) свертывание крови. Е) образовании тромба.

22. Кровь и органы кровообращения являются производными

А) эктодермы. В) энтодермы. С) мезодермы.

Д) эктодермы и энтодермы. Е) энтодермы и мезодермы.

А) 83%. В) 80-85%. С) 90-92%. Д) 95%. Е) 98%.

24. Эритроциты образуются в

А) печени. В) легких. С) селезенке. Д) красном костном мозге. Е) миокарде.

25. Сыворотка крови-это

А) плазма крови с глобулинами. В) плазма крови без глобулинов.

С) плазма крови без фибриногена. Д) плазма крови с альбуминами.

Е) плазма крови без альбуминов.

Контроль знаний по теме: «Внутренняя среда организма. Кровь и кровообращение. Иммунитет».

Цель: определить уровень учебных достижений учащихся по теме: «Внутренняя среда организма. Кровь и кровообращение. Иммунитет», предложив для рассмотрения вопросы на определение понятий о внутренней среде организма, составе и функциях крови, заболеваниях крови, переливании крови, иммунитете, для обоснования необходимости соблюдения норм гигиены, для предупреждения заболеваний и профилактики нарушения кровеносной системы;

продолжаем развитие логического мышления, научной биологической речи, умения анализировать, находить пути решения задач.

Тип урока : контроля и коррекции знаний.

Вид контроля : тематический.

Форма контроля : индивидуальный.

Методы контроля : письменный, тестовый.

Виды учебных заданий : репродуктивные, реконструктивные, творческие.

Процедура оценивания : традиционная шкала.дания

Контрольный тест состоит из двух вариантов с ответами и содержит разно уровневые задания.

Задания I .Уровня в количестве – 11 с выбором одного верного ответа.

II .Уровень содержит два задания в ставить пропущенные слова.

III .Уровень содержит два задания с выбором трех верных ответов.

IV .Уровень. Содержит два задания: одно задание на установление соответствия, второе - со свободным ответом.

Вариант I

I .Уровень Задания с выбором одного верного ответа.

1. Внутреннюю среду организма составляют:

а)кровь;

б)кровь, тканевая жидкость;

в)кровь, тканевая жидкость, лимфа;

г)кровь, тканевая жидкость, лимфа, губчатая ткань.

2.Кровь- это красная непрозрачная жидкость, состоящая из..

а)плазмы;

б)плазмы и эритроцитов;

в)плазмы, эритроцитов и лейкоцитов;

г)плазмы, эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов.

3. Заболевание СПИДом может привести:

а) к несвертываемости крови;

б) к полному разрушению иммунной системы организма;

в) к резкому повышению содержания тромбоцитов в крови;

г) к понижению гемоглобина в крови и развитию малокровия.

4. Клеточный иммунитет открыл:

а)И.И.Мечников;

б)П. Эрлих;

в)Л.Пастер;

г)Э.Дженнер;

5. Иммунитет, вырабатываемый у человека после перенесения инфекционного заболевания:

а)естественный пассивный;

б)естественный активный;

в)искусственный активный;

г)искусственный пассивный.

6. На границе между предсердиями и желудочками расположены клапаны:

а)створчатые;

б)полулунные;

в)предсердечные;

г)систолические;

7. Стенка камеры сердца толще остальных:

а)левого желудочка;

б)правого желудочка;

в)левого предсердия;

г)правого предсердия;

8. Фазы сердечной деятельности:

а)сокращение предсердий;

б)сокращений желудочков;

в)сокращения предсердий и желудочков;

г)сокращение предсердий, желудочков и пауза.

9. Поражение сосудов мозга:

а)инсульт;

б)инфаркт;

в)гипертония;

г)гипотония.

10. Лимфа, в отличие от крови, не содержит:

а) эритроцитов;

б) глюкозы;

в) лейкоцитов;

4) тромбоцитов.

11. Какое кровотечение характеризует струя крови ярко- алого цвета, пульсирующая и «бьющая фонтаном» из раны?

а) капиллярное;

б) венозное;

в) тканевое;

г) артериальное.

II .Уровень. Вставьте пропущенное слово.

1. Человек, дающий свою кровь для переливания другому человеку - ...

2. Уменьшение количества эритроцитов и изменение состава крови - …

III .Уровень. Задания с выбором трех верных ответов.

1. По артериям большого круга кровообращения у человека кровь течет:

А) от сердца

Б) к сердцу

В) насыщенная углекислым газом

Г) насыщенная кислородом

Д) быстрее, чем в других кровеносных сосудах

2. Охарактеризуйте тромбоциты.

Г) безъядерные

IV

1. Установите соответствие между способом приобретения иммунитета и его видом.

СПОСОБ ПРИОБРЕТЕНИЯ ВИД ИММУНИТЕТА

1. передается по наследству, врожденный А. естественный

2. возникает под действием вакцины Б. искусственный

3. приобретается при введении в организм лечебной

сыворотки

4. формируется после перенесенного заболевания

Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором. Поясните почему.

ОТВЕТЫ Вариант I

I .Уровень Задания с выбором одного верного ответа.

II .Уровень. Вставьте пропущенное слово.

III .Уровень. Задания с выбором трех верных ответов.

IV .Уровень. Задания на установление соответствия.

2.Задание со свободным ответом.

    Введение больших доз препаратов без разбавления может вызвать резкое изменение состава крови и необратимые явления.

    Концентрация физиологического раствора соответствует концентрации солей в плазме крови и не вызывает гибели клеток.

Вариант II

I .Уровень Задания с выбором одного верного ответа.

1. Способность биологических систем противостоять изменениям и сохранять внутренний химический состав называется:

а)гомеостаз;

б) иммунитет;

в) прививка;

г) гемофилия.

2. Плазма крови- это желтоватая жидкость, состоящая из..

а)воды;

б)воды, минеральных веществ;

в)воды, минеральных веществ и белков;

г)воды, минеральных веществ, белков, жиров и углеводов.

3. Кровь 3 группы можно переливать людям:

а) 1 и 3 группой крови;

б) 2 и 4 группой крови;

в) 3 и 4 группой крови;

г) 1 и 4 группой крови.

4. Гуморальный иммунитет открыл:

а)И.И.Мечников;

б)П. Эрлих;

в)Л.Пастер;

г)Э.Дженнер.

5. Иммунитет, вырабатываемый у человека после вакцинации:

а)естественный пассивный;

б)естественный активный;

в)искусственный активный;

г)искусственный пассивный.

6. На границе между артериями и желудочками расположены клапаны:

а)створчатые;

б)полулунные;

в)предсердечные;

г)систолические.

7 . Аорта отходит от:

а) левого желудочка;

б)правого желудочка;

в)левого предсердия;

г)правого предсердия.

8. При предупредительной прививке в организм вводится:

а) убитые или ослабленные микроорганизмы;

б) готовые антитела;

в) лейкоциты;

г) антибиотики.

9. Поражение сосудов сердца:

а)инсульт;

б)инфаркт;

в)гипертония;

г)гипотония.

10. Лимфатические сосуды несут лимфу в:

а) артерии малого круга;

б) вены большого круга;

в) артерии большого круга;

г) вены малого круга.

11. Какое кровотечение характеризует струя крови темно-красного цвета, вытекающая из раны?

а) капиллярное;

б) венозное;

в) тканевое;

г) артериальное.

II .Уровень Вставьте пропущенное слово.

1. Человек, принимающий кровь при переливании от другого человека - ...

2 . Наследственной заболевание, которое выражено в склонности к кровотечениям в результате несвертываемости крови -…….

III .Уровень. Задания с выбором трех верных ответов.

1. Внутренняя среда организма образована

А) органами брюшной полости

Б) кровью

В) лимфой

Г) содержимым желудка

Д) межклеточной (тканевой) жидкостью

Е) ядром, цитоплазмой, органоидами клетки

2. Охарактеризуйте эритроциты.

Б) имеют двояковогнутую форму

Г) безъядерные

Д) имеют округлую или овальную форму.

IV .Уровень. Задание на установление соответствия.

1. Установите соответствие между кровеносными сосудами человека и направлением движения крови в них.

КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ КРОВИ

1. вены малого круга кровообращения А) от сердца

2. вены большого круга кровообращения Б) к сердцу

3. артерии малого круга кровообращения

4. артерии большого круга кровообращения



2.Задание со свободным ответом.

Продолжите характеристику.

2. Вредное воздействие алкоголя на состояние сердца и сосудов заключается в том, что…

ОТВЕТЫ Вариант II

I .Уровень Задания с выбором одного верного ответа.

II .Уровень. Вставьте пропущенное слово.

III .Уровень. Задания с выбором трех верных ответов.

IV .Уровень. Задания на установление последовательности.

2.Задание со свободным ответом.

    Алкоголь нарушает кровообращение внутри сердечной мышцы, что приводит к постепенному замещению мышечной ткани на соединительную.

    В сердечной мышце откладывается большое количество жира, в результате масса сердца становится большой. Работоспособность такого сердца низкая .

Тест по теме «Кровь» 8 класс

    Что из перечисленного относится к внутренней среде организма:

А) кровь; Б) плазма; В) лимфа; Г) вода; Д) тканевая жидкость.

    Из чего образуется лимфа:

А) кровь; Б) плазма; В) вода; Г) тканевая жидкость.

    Как называется жидкая часть крови:

А) плазма; Б) вода; В) лимфа; Г) тканевая жидкость.

    Сколько процентов от массы тела составляет кровь:

А) 7; Б) 10; В) 15; Г) 20.

    Сколько процентов от массы крови составляет плазма:

А) 40; Б) 60; В) 70; Г) 80.

    Какая защитная реакция предохраняет организм от потери крови:

А) фагоцитоз; Б) иммунитет; В) свёртывание; Г) воспаление.

    Какие клетки переносят кислород:

    Что входит в состав плазмы:

А) вода; Б) соли; В) эритроциты; Г) фибриноген.

    Где образуются эритроциты:

    Где образуются лейкоциты:

А) печень; Б) красный костный мозг; В) селезёнка; Г) лимфатические узлы.

    Какие форменные элементы крови имеют ядро:

А) эритроциты; Б) лейкоциты; В) тромбоциты; Г) лимфоциты.

    Какие форменные элементы крови участвуют в её свёртывании:

А) эритроциты; Б) лейкоциты; В) тромбоциты; Г) лимфоциты.

    Какие форменные элементы крови вырабатывают антитела:

А) эритроциты; Б) лейкоциты; В) тромбоциты; Г) лимфоциты.

    Какие клетки способны самостоятельно передвигаться:

А) эритроциты; Б) лейкоциты; В) тромбоциты; Г) мышечные.

    Как называется способность организма защищать себя от чужеродных веществ:

    Как называется неспецифическая реакция организма на вещества:

А) фагоцитоз; Б) иммунитет; В) свёртывание; Г) воспаление; Д) аллергия.

    В каких органах очищается кровь:

А) лёгкие; Б) печень; В) почки; Г) селезёнка.

    Как называется культура убитых или ослабленных возбудителей болезни:

А) плазма; Б) сыворотка; В) вакцина; Г) прививка.

    Какие клетки поражают ВИЧ:

А) эритроциты; Б) лейкоциты; В) тромбоциты; Г) т-лимфоциты.

    Каковы меры профилактики СПИДа:

А) использование одноразовых шприцов;

Б) использование презервативов;

В) контроль за донорской кровью;

Г) прививки;

Д) правильный образ жизни.

    Как называется болезнь несвёртывания крови:

А) гипертония; Б) гемофилия; В) тромбофлебит; Г) малокровие.

    Какой газ вступает с гемоглобином в прочное соединение:

А) кислород; Б) азот; В) углекислый газ; Г) угарный газ.

Тип урока – обобщающий

Форма урока – тематический учет знаний.

Методы:

    репродуктивный

    частично поисковый

Класс – восьмой

Понятия: внутренняя среда организма, кровь – строение и функции, группы крови, переливание крови, иммунитет, органы кровообращения, транспортные системы организма, кровотечения, пульс, давление.

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме “ Кровь и кровообращение ”.

Ожидаемый результат: овладение учащимися умениями выделять главное в изученном материале, кратко и четко излагать свои мысли, проводить самооценку знаний.

Обучающие задачи: учащиеся

1.Умеют восстанавливать в памяти когда-то изученный материал;

2. Используют свои знания в конкретной практической ситуации;

3.Учатся находить необходимую информацию, используя И.Т.

Развивающие задачи: учащиеся

    анализируют, обобщают, используют теоретические знания при решении практических задач;

    делают выводы о значении анатомических знаний;

    формируют навыки самостоятельной работы с учебным материалом с
    использованием ИТ.

Воспитывающие задачи: учащиеся

    повышают биологическую культуру,

    проявляют интерес к изучению строения своего тела, что способствует привитию санитарно-гигиенических норм и здоровому образу жизни,

Материалы и оборудование

    компьютер, проектор, интерактивная доска, презентации к уроку; прибора explorer GLX -

    на столах каждого ученика «Листок учета знаний»

    индивидуальные карточки-задания,таблицы «Органы кровообращение»

Ход урока.

    Организационный момент - 1 минута.

    Актуализация знаний.5 мин

    Физ. минутка 4 мин

    Тематический учет и контроль знаний - 30 минут

    Рефлексия 5 минут

Для актуализации знаний учащимся предлагается просмотр видеофильма удивительный рассказ «Мотор, который не останавливается всю жизнь.» (приложение №1)

Физ.минутка: «Подсчет пульса» с использованием прибора explorer GLX - Используя прибор explorer GLX, учащиеся подсчитывают пульс до физических упражнений и после.

Тематический учет и контроль знаний

К уроку подготавливается “Листок учета знаний”, который заполняется по мере повторения материала и по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний у них есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку, за урок их накапливается пять и в результате в конце занятия выставляется итоговая оценка, которая ставится в журнал. У более сильных учеников есть возможность получить дополнительную оценку, выполняя в ходе урока более сложные задания

Листок учета знаний

Фами-лия, имя

Понятий-ный диктант

Программированное задание (тест)

Узнай биологи-ческий объект

Уст-ный ответ

Письмен-ное задание

Итого-вая отмет-ка

Дополни-тельная оценка

Понятийный диктант

Каждому варианту (их 2) нужно письменно дать три определения по теме “Кровеносная система ”. На выполнение этого задания отводится 5-6 минут. Затем ученики, сидящие за одной партой меняются выполненными заданиями и проверяют работы (ученик первого варианта отвечает устно, учитель корректирует ответ и в результате обсуждения формируется эталон ответа. Ученик второго варианта сверяет ответ соседа с эталоном, ставит отметку о правильности или неправильности ответа. Таким же образом проверяем второй вариант, но сейчас в роли учителя выступают дети сидящие на первом варианте. После того как все определения проверены, на листочке ставится итоговая оценка по этому типу заданий, которая в конце урока заносится в “Листок учета знаний”).

Таким же образом проверяются остальные типы заданий кроме программированного задания.

1-вариант

Фамилия _________________________________

Определение

Вакцина____________________________________

Артерии _________________________________________

Иммунитет______________________________________

Критерии оценки:

3 правильных ответа – “5” 2 правильных ответа – “4”1 правильный ответ – “3”

Нет правильных ответов – “2”

Итого:

2-вариант Фамилия _____________________________

Определение

Отметка о правильности выполнении

Письменно пояснить три определения

Антиген____________________________________

Кровообращение ____________________________________________

Внутренняя среда организма______________________________________

Критерии оценки: 3 правильных ответа – “5” 2 правильных ответа – “4” 1 правильный ответ – “3” Нет правильных ответов – “2”

Итого:

Программированный опрос

На ответы отводится не более пяти минут. Работу учащиеся выполняют по программе «Тестировщик» на компьютерах. (Приложение № 2)

1-вариант

Задание

1.В каком процессе участвуют тромбоциты: А. транспорт О2 В.Иммунитет С.определение групп крови д. свертывание крови

2. Какая причина вызывает малокровие? А. недостаток лейкоцитов В. Недостаток тромбоцитов С. Избыток лейкоцитов Д. недостаток эритроцитов 3. Какая камера сердца дает начало малому кругу кровообращения? А.Левое предсердие В.правое предсердие С. Левый желудочек

Д. правый желудочек 4. Как отличить левый желудочек от правого желудочка А. по расположению В. По толщине мышечного слоя С. По направлению движения крови Д. не отличаются. 5. Какой тканью образован миокард? А. поперечнополосатой сердечной мышечной тканью В. поперечнополосатой скелетной мышечной тканью С. Гладкой мышечной тканью Д. кроветворной тканью

Критерии оценки: 5 правильных ответов – “5” 4 правильных ответов – “4” 3 правильных ответов – “3”2 правильных ответов – “2” 1 правильных ответов – “1”

Итого:

Дополнительный вопрос: Какую группу крови можно переливать человеку, имеющему 4 группу крови А. 1 и 4 группы крови В. 1 и 2 группы крови С. Любую группу крови Д. только 4 группу крови

2-вариант

Фамилия ______________________

Задание

Отметка о правильности выполнения

1. В каком процессе участвуют лейкоциты:

А. свертываемость В. Транспорт кислорода

С. Иммунитет

Д. определение групп крови

2. Какую группу крови можно переливать человеку, имеющему 2 группу крови?

А. 1 и 4 группу крови

В. 1 и 2 групп крови

С. 2 и 4 группы крови

Д. только 2 группу крови? 3.Какой камерой заканчивается большой круг кровообращения? А.Левое предсердие

В.правое предсердие

С. Левый желудочек

Д. правый желудочек 4. Назовите основную причину движения крови по сосудам? А. Работа сердца В. Сокращение стенок сосудов С. Сокращение скелетных мышц Д. ритм дыхания

5. Назовите фактор который, который Не влияет на работу сердца А. Ионы Са В.Ионы К

С. Ионы Магния Д. адреналин

Критерии оценки:

Итого:

Дополнительный вопрос:

Постоянство состава внутренней среды организма получило название ….а) гемостаза; в) фагоцитоза; б) гомеостаза;г) ибринолиза.

Узнай биологический объект

Это задание рассчитано на 3-4 минуты. Дети на листочках подписывают названия органов обозначенных на рисунках, которые дополнительно выдаются к этому типу задания. (Приложенте №3)

1-вариант

Задание

Отметка о правильности выполнения

Кровеносная система:

Состав крови:

2_____________________________________________

4____________________________________________

Критерии оценки:

8 правильных ответов – “5” 6-7 правильных ответов – “4”

3-5 правильных ответов – “3”2 правильных ответа – “2”0-1 правильный ответ – “1”

Итого:

2-вариант

Фамилия __________________________

Задание

Отметка о правильности выполнения

Что обозначено цифрами на рисунке:

Строение сердца:

1_____________________________________________

2_____________________________________________

3______________________________________________

4_____________________________________________

5_____________________________________________

Состав плазмы:

1______________________________________________

2_____________________________________________

3_____________________________________________

Критерии оценки:

8 правильных ответов – “5”

6-7 правильных ответов – “4”

3-5 правильных ответов – “3”

2 правильных ответа – “2”

0-1 правильный ответ – “1”

Итого:

Устный ответ

Должен быть кратким, четким, мотивированным (не более 1 минуты на один вопрос). Дети первого варианта тихонько отвечают на вопрос соседу со второго варианта, затем учитель спрашивает одного из ученика первого варианта и в результате беседы формулируется правильные ответ. Ученик второго варианта ставит отметку за данный соседом ответ в зависимости от правильности ответа. Затем отвечает ученик второго варианта ученику первого варианта.

1-вариант

Фамилия ______________________

Задание

Отметка о правильности выполнения

    Что можно сказать о состоянии здоровья человека, если известны результаты его анализа крови?

    Почему клетки не могут получать необходимые вещества непосредственно из крови?

    Почему количество тканевой жидкости в организме не уменьшается, несмотря на постоянные переход из крови в клетки тканей воды, кислорода и питательных веществ?

    Как называются «клетки пожиратели» способные к движению при помощи ложноножек, как амеба, обнаружив «врага», они захватывают его, поглощают и переваривают. Кем было открыто и подробно изучено это явление?

    Какие клетки встречаются не только в крови, особенно их много в лимфе, так как их созревание заканчивается в лимфатических узлах и вилочковой железе (тимусе) за грудиной в области сердца, форма вилки с двумя зубцами?

    Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни без заметного утомления?

Критерии оценки:

5-6 правильных ответов – “5” 4 правильных ответов – “4” 3 правильных ответов – “3” 2 правильных ответов – “2”

1 правильных ответов – “1”

Итого:

2-вариант

Фамилия ______________________

Задание

Отметка о правильности выполнения

    1. Как называются клетки крови открытые Левенгуком в 1673 году. Имеют форму двояковогнутого диска. Зрелые эритроциты лишены ядра, на ранних стадиях оно имеется, но утрачивается в процессе развития?

    Называть причины, виды заболевания органов кровообращения.

    Виды кровотечений, способы оказания первой помощи?

    Вы учите уроки. Какой орган при этом получает больше крови?

    Какое действие оказывает адреналин на величину кровеносных сосудов?

    12. Почему происходит омертвление тканей конечности, если наложенный на неё жгут не ослабляют в течение длительного времени?

Критерии оценки: 5 правильных ответов – “5” 4 правильных ответов – “4” 3 правильных ответов – “3” 2 правильных ответов – “2” 1 правильных ответов – “1”

Итого:

Письменное задание

Это задание рассчитано на 5 минут. Ученики письменно заполняют листочек с заданием.

1-вариант

Фамилия ______________________

Задание

Установите соответствие между структурными компонентами крови и их функциями:

Структурный компонент

Выполняемая функция и химическая природа

Соли кальция

Растворимый белок алвзмы

плазма

Обеспечивает иммунитет

фибрин

Транспорт кислорода

Фибриноген

Нерастворимый белок в тромбе

Антитела

Участвует в свертывании

Транспорт гормонов

Критерии оценки:

6 правильных ответов – “5”

4-5 правильных ответов – “4”

3 правильных ответов – “3”

2 правильных ответа – “2”

0-1 правильный ответ – “1”

Итого:

2-вариант

Фамилия ______________________

Задание Установите соответствие между клетками крови и их функциями:

Клетки крови

Выполняемая функция

Т-лимфоциты

Транспорт кислорода

В-лимфоциты

Свертываемость крови

Эритроциты

Клеточный иммунитет

Тромбоциты

Выроботка антител

Фагоциты

Обнаружение антигенов

Определение групп крови

Транспорт гормонов

После того как сделаны все задания и поставлены оценки по каждому типу работ, заполняется “Листок учета знаний”. Итоговая отметка не среднее арифметическое полученных баллов, и она не может быть выставлена, если хотя бы одно за задание ученик получил двойку. Итоговую оценку ставит учитель. В ходе урока некоторые дети отвечали на дополнительные вопросы и им выставлялись отметки о степени правильности ответов. Дополнительную оценку также ставит учитель за дополнительные выполненные задания по карточкам. (приложение № 3)

Рефлексия: учащимся предлагается составить ЭССЕ на тему « Кровь и кровообращение»

Используемая литература: учебник Биология 8 класс, автор Алимкулова Р. и др издательство «Атамура»,журнал Биология в школе. -2002. -№4. Слободяник Р. Ф. Тематический учет знаний, «Учителю биологии» 1998 год, М.Н. Панкина., «ЧЕЛОВЕК АНАТОМИЯ,ФИЗИОЛОГИЯ,ГИГИЕНА» поурочные тесты и задания, автор Г.И. Лернер, издательство «Аквариум» -1998 г.

Приложение №1 «Мотор, который не останавливается всю жизнь.» Если бы можно было взглянуть на какую-нибудь часть нашего тела, все равно какую в микроскоп- открылось бы удивительная картина. Наша грудь, спина, руки и ноги, уши и пальцы - словом, все части нашего тела кажутся цельными и плотными. А на самом деле они составлены из бесчисленного множества мельчайших частиц- клеток. Эти клетки так малы, что глазом их не различить. Человек живет до тех пор, пока живы клетки, из которых состоит его организм. Но всему живому, и клеткам в том числе, надо дышать. Значит им нужно откуда-то получать кислород. Кто же доставляет всем клеткам нашего организма необходимую пищу и кислород? Это делает кровь. Наше тело пронизано густой сетью кровеносных сосудов. Они проложены по всему организму, как водопроводные трубы проложены по всему дому, в котором ты живешь. Одни сосуды широкие и плотные, как резиновый шланг от велосипедного насоса. Другие настолько узкие, что через них не пропустить и волоса. Стенки этих сосудов такие тонкие, что сквозь них легко просачиваются растворы. Как вода по трубам обегает весь дом и попадает в каждую квартиру, так по широким и узким трубочкам сосудов по телу все время пробегает кровь. Бежит она необычайно быстро. За 26 секунд кровь успевает обежать весь организм. По пути кровь забегает в клетки и разносит им пищу и кислород. А заодно уносит с собой скопившиеся в клетках отходы и вредную углекислоту, образующуюся в клетках при дыхании. Где же спрятан тот неутомимый мотор, который непрерывно гонит кровь в сосуды и заставляет обегать ее все тело? Такой необыкновенный мотор – наше сердце. Человеческое сердце невелико. Это плотный и мускулистый мешочек, размером немного больше кулака. Внутри он делиться перегородками на 4 камеры: правое и левое предсердие, правый и левый желудочек. В перегородках между предсердиями и желудочками есть отверстия, соединяющиеся между собой. Из левого желудочка сердца выходит короткая и широкая трубка самого большого сосуда –аорта. По ней сердце выталкивает организм ярко-алую кровь, полную кислорода и питательных веществ. Более мелкие сосуды - артерия разносят кровь по всему телу. Пробегая по клеткам, доставляя им пищу и кислород, забирая углекислоту и отходы, кровь постепенно становиться темно-вишневой. Эта загрязненная, темная кровь бежит по телу уже по другим тонким сосудам-венам. А затем она собирается в двух широких и толстых трубках – верхней и нижней полых венах и по ним возвращаются обратно в сердце. Но где, же кровь обновляется? В каком месте она оставляет собранную ею углекислоту и получает новый запас кислорода? Происходит это в легких. Здесь находиться главная станция отчистки.Когда сердце разжимается, оно всасывает из вен собранную ими испорченную кровь. А затем сердце сжимается, вновь и через другие сосуды гонит кровь в легкие. В легких всегда много воздуха. Они наполняются при каждом вздохе. Пробегая по легким, кровь жадно вбирает живительный кислород. В то же время она отдает легким скрывшуюся в ней углекислоту и человек ее выдыхает. Насытившись кислородом и освободившись от углекислоты, кровь снова становиться ярко- алой. Теперь она готова опять к следующему путешествию по организму. Разжимаясь, сердце вытягивает из легких эту обновленную кровь, а затем, сжимаясь новым толчком, посылает ее в путь. Так обстоит дело с кислородом и углекислотой. А где же получает кровь питательные вещества и когда сдает отбросы? Баз снабжения в нашем теле несколько, это желудок, кишечник, печень. В них все время идет работа – готовится для клеток различные питательные растворы. Пробегая по телу, кровь заглядывает по пути в желудок, кишечник забирает приготовленные там питательные растворы и разносит их по всему организму. Скопившиеся в клетках отходы кровь забирает собой и по пути передает их почкам, потовым железам и другим органам, чья задача удалять из организма все ни нужное и вредное. Пока жив человек его сердце все время находится в движении.

(Приложение №4)

Задания: - вспомнить, что означают эти цифры.

1. 90 % (количество воды в крови)

2. 250-300 г. (масса сердца)

3. 60-80 раз в минуту (количество сердечных сокращений)

4. 120 дней (продолжительность жизни эритроцитов)

5. 0,8 сек (длительность сердечного цикла)

6. 5 млн/ мм з (количество эритроцитов)

7. 0,5-1,2 мм/сек (скорость тока крови в капиллярах)

8. 120/80 мм.рт.ст. (нормальное артериальное давление крови)

9. 6-9 тыс/мм з (количество лейкоцитов)

10. 0,5 м/сек (скорость тока крови в аорте)

« Прием в травм . пункте » - оказать первую медицинскую помощь.

1. У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье, кровь идет толчками, цвет крови - алый.

Ответ: Артериальное. Жгут выше раны на 1,5 -2 ч. Стерильная повязка. Доставить к врачу.

2. У пострадавшего травма черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена.

Ответ: Наложить повязку, доставить к врачу.

3. У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена.

Ответ: Рану промыть кипяченой водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, закрыть бактерицидным пластырем.

«Найди ошибку»

Сердце.

Сердце -двигатель крови в организме. Это трехкамерный (4 - х) мышечный орган, расположенный в брюшной (грудной) полости. Масса сердца, около 500 г (300 г). И снаружи, и внутри сердце в ы стлано однослойным эпителием (снаружи -соединительная ткань). Внутри - клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются (не смешиваются). Самая крупная вена (артерия), несущая кровь от сердца - аорта -начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 мин (сек).

Лимфатическая система.

Лимфатическая система - дополнительная к артериальной (венозной) и является частью сердечно - сосудистой системы. Капилляры слепо замкнутые и кровь (лимфа) движется по ним в двух (одном) направлениях. Лимфатическая система -посредник между клетками тела и кровью, снабжает организм кислородом и питательными веществами (освобождает от продуктов распада). Лимфатические сосуды не имеют (имеют) клапанов. Особые образования - лимфатические узлы сосредоточены в грудной полости (по всему организму в подвижных местах). Они выполняют барьерную функцию, здесь образуются тромбоциты (лимфоциты). Состав лимфы и крови сходен (различен).

Решение задач

1. У человека цвет крови - красный, у головоногих моллюсков -голубой. Объясните причину столь разной окраски крови.

Ответ: У головоногих моллюсков в крови имеется пигмент голубого цвета -гемоцианин, который содержит много меди; он и придает крови голубой цвет.

2. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно - медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом? Ответ: В пепле остаются химические элементы, входившие в состав сгоревшего объекта, кровь отличается содержанием Г е, входившего, в состав гемоглобина и если в пепле обнаружится повышенное содержание Ге, значит, на одежде была кровь. 3.У больного низкий гемоглобин. Железодефицитная анемия, малокровие. Что вы ему можете предложить из лекарственных препаратов, фруктов. Таблетки бронхикум, анальгин, витамины «Реви т ». Ответ: Бронхикум - лекарство от кашляАнальгин - обезболивающееРевит – витамины. Гематоген - ябл оки , гранаты - для повышения гемоглобина.

Хурьма - рекордсмен по количеству F е среди фруктов, родина - Китай.

1

4

2

5

3