Великие художники на пленэре. Пленэр. Особенности пленэрной живописи Что значит пленэр

Лето, как известно – это маленькая жизнь, а пленэр для художника – маленькое арт-путешествие. Даже если выбираться в ближайший сквер. А уж если устроить себе дальнюю поездку, да еще и в хорошей компании единомышленников! Живое влияние природы и новый опыт могут стать мощным толчком в творчестве. Часто такие поездки остаются как бесценные воспоминания на всю жизнь. И сегодня такая возможность есть у всех.

Кстати говоря, великие художники прошлого тоже проводили много времени на пленэрах. И каких только случаев, связанных с ними, не хранит история!

Например, Клод Моне, обладавший инженерной жилкой, оборудовал себе передвижную студию на лодке. Благодаря этому он мог плавать вдоль по Сене, вставать на якорь в понравившихся местах и писать оба берега реки одновременно.

А его старший товарищ Камиль Коро не столько ценил место для живописи на открытом воздухе, сколько время. Великий французский пейзажист считал самым лучшим временем для пленэра раннее утро, когда поляны, ручьи и перелески окутаны таинственным очарованием. Правда, чтобы застать этот эффект просыпающейся природы, мастер вынужден был выходить из дома в 3-4 часа утра. Современники шутили, что оценить и понять Коро не так просто — чтобы сравнить его картины с натурой, приходится слишком рано вставать.

Кто не имел проблем с выбором мест для художественных экспедиций, так это русский пейзажист Шишкин. Его творчество очень ценил император Александр II и приглашал художника писать свои картины в знаменитый царский Беловежский лес. Правда, такая монаршая милость вышла мастеру боком. Хотя Ивана Ивановича и принимали как важную особу, управляющий Беловежской Пущей везде следовал за ним и просил убирать с этюдов изображения засохших деревьев. Чиновник опасался обвинений в плохом управлении лесом.

В самую, пожалуй, сложную ситуацию попал в свое время Огюст Ренуар. Произошло это в 1870, как раз в год Парижской коммуны. Далекий от политики художник выбрался на пленэр в местечко между Парижем и Версалем, в те места, которые находились между двумя враждующими лагерями. Солдаты-коммунары, глядя на работу Ренуара в стиле импрессионизма, посчитали, что тот вообще не умеет рисовать. И сочли его шпионом от вражеской стороны, который под прикрытием мольберта снимает карту местности. Только заступничество знакомого офицера спасло мастера от ареста за шпионаж.

Когда художник встречается со зрителями на пленэре, это может нести не только проблемы, но и потенциальную прибыль. Однажды к Полю Сезанну, работавшему на природе, подъехали два всадника. Это были бароны Кошены, отец и сын — знаменитые любители живописи и коллекционеры того времени. Знакомство с ними сулило Сезанну много преимуществ. К сожалению, не разобравшись в том, кто перед ним, неуживчивый мастер прогнал непрошенных зрителей. В дальнейшем им пришлось заново искать общий язык.

Совсем скоро грядет онлайн курс пленэрной живописи, в котором сошлись все плюсы летней художественной практики. Очарование пейзажей, опытный педагог, обратная связь и душевная компания – все, что нужно для приятного процесса и хорошего результата.

Пленэр: от А до вашей картины на природе. Онлайн-курс

С опытным наставником даже новички могут прочувствовать все волшебство и вдохновение пленэрной живописи. Cенсационный онлайн курс, после (и уже во время) прохождения которого вы сможете самостоятельно рисовать на пленэре. Мы дадим вам возможность самим рисовать состояния природы там, где вам этого хочется и именно те, которые вдохновляют вас. Вы будете уметь рисовать небо в разных его состояниях, облака, солнечный свет, городские виды, реки, листву. Применяя опыт и знания, полученные на курсе, вы просто и легко сможете взять нужные материалы и отправиться в свое арт-путешествие.

Иногда творческие натуры говорят на языке, совершенно непонятном для простых смертных. Ну вот, например, каких действий можно ожидать от художника, когда он говорит: "Сегодня я иду на пленэр"? Это значит, что он оденется попроще, закинет за плечи рюкзачок с небольшим запасом провизии, захватит с собой этюдник и отправится на природу священнодействовать, т. е. писать этюды. Вот, оказывается, что! Ну и любят же напустить эти художники туману…

Значение слова "пленэр"

Давайте посмотрим, откуда все-таки взялось это интересное слово, и что такое "пленэр" конкретно. Как и многие другие слова современного русского языка, оно было позаимствовано у языка иностранного. Оказывается, произошло данное выражение от французского en plein air, что в переводе означает "на открытом воздухе". Если пойти в познавательных изысканиях дальше и заглянуть в толковый словарь, то там можно прочитать, что пленэр - это:

1. Отражение воздушной среды и естественного освещения в живописи.

2. Натуральная природная обстановка вне помещения, в которой работает живописец.

От себя добавим, что художником в наше время может считаться не только мастер живописи, но и человек, занимающийся творческой фотографией. В этом случае все, что сказано о пленэре относительно рисования, имеет такое же отношение и к фотосессиям на природе.

Что нужно для живописи на пленэре?

Так как эта статья адресована в первую очередь тем людям, которые интересуются азами живописи и хотят узнать получше, что такое пленэр (профессионалам это давно известно), мы постараемся рассказать о материалах и красках, которые лучше всего подходят для пленэрного рисования.

1. Конечно, нужно обязательно купить этюдник, небольшой и легкий. В нем будут лежать палитра, краски, кисти, мастихин и растворитель. Также здесь отлично поместятся нарезанные листы грунтованного картона, на котором лучше всего писать этюды на открытом воздухе. Разложенный этюдник с выдвинутыми ножками используется художниками в качестве мольберта.

2. При выборе красок лучше всего отдать предпочтение масляным. Ими легче всего работать. Акварель и другие живописные материалы потребуют наличия специальных навыков, поэтому мы не рекомендуем пользоваться ею новичкам. Ведь вы отправляетесь на пленэр! Что это такое, как не удовольствие? Зачем же усложнять себе задачу?

3. Из кистей лучше всего подходят те, которые сделаны из натуральной щетины. Потребуются как плоские инструменты разных размеров, так и круглые. Не забудьте взять и побольше тряпок, чтобы вытирать кисти и руки.

4. Маститые художники всегда берут с собой на пленэр специальный большой раскладывающийся зонт. Берите с них пример! В ясную погоду он защит вас от солнечных ожогов, а в пасмурную убережет от дождя.

Лучшие образцы пленэрной живописи

Теперь, когда вы знаете, что пленэр - это живопись на открытом воздухе, и полностью экипированы для занятия подобным видом творчества, можете отправляться в путь. Но прежде чем приступать к этюдам на природе, советуем вам изучить творческий опыт лучших импрессионистов.

Лучше всего разгадать все секреты пленэрной живописи получилось именно у них. Такие художники, как Писсаро, Фредерик Базиль, Огюст Ренуар, а из русских - в совершенстве постигли законы переменчивой световой игры цветов и смогли передать это на своих холстах. Посмотрите репродукции их картин, в них начинающий художник может почерпнуть много полезного.

Любопытные факты

Оказывается, до того, как вошла в моду живопись на открытом воздухе, художники занимались приготовлением красок самостоятельно, в своих мастерских. Благодаря повсеместному увлечению пленэром стали выпускаться в тюбиках. Ведь в таком виде их было очень легко носить с собой.

Еще один интересный факт: пленэр - это не только живопись на природе, но еще и музыка. Да, да, когда концерты проводятся на открытом воздухе.

Фотосессия на пленэре

В наше время фотоаппараты есть практически у всех. Во всяком случае, хотя бы обычные мыльницы. А вот дорогая зеркальная камера имеется далеко не у каждого. Но если вы обзавелись отличной зеркалкой, тогда вам может быть по плечу настоящая, профессиональная пленэр-фотосессия. Что это такое? То же самое, что и пленэрная живопись, только вместо красок, кистей и холста используется фотоаппарат.

Вы только подумайте, как прекрасна природа! И как хочется порой, гуляя по лесу или по кромке прибоя, унести частичку этой красоты с собой. Живописцем дано стать не каждому, но вот обращаться с фотокамерой может научиться практически любой желающий. Но не стоит думать, что фотосессия на пленэре - простое дело. Фотохудожник должен знать и уметь немало для того, чтобы получить отличные снимки. Возможно, вам придется сначала даже записаться на какие-нибудь фото-курсы. Но главное, конечно же, - это практика. Желаем вам творческих успехов в работе на пленэре!

Пленэр – (франц. – открытый воздух)- термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы.

Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе (а не в мастерской), на основе непосредственного изучения натуры в условиях естественного освещения, с целью возможно более полного воспроизведения её реального облика. Некоторые моменты, предвосхищающие появление пленэрной живописи, можно проследить в творчестве мастеров итальянского Возрождения и художников 17 в.

Однако по существу принципы пленэрной живописи получили распространение в 1 половине 19 в. (Дж. Констебл – Великобритания, А.А. Иванов – Россия). Наиболее полное воплощение принципы пленэра нашли во 2 пол. 19 в. (термин начинает широко употребляться) в творчестве мастеров импрессионизма – К.Моне, К.Писсаро, О. Ренуара и др., а также в русской пейзажной живописи 2 пол. 19-ная. 20 вв. (В.Д.Поленов, И.И. Левитан, В.А. Серов, К.А. Коровин, И.Э. Грабарь).

Нельзя не отметить, что, выйдя из мастерской на пленэр, сам художник попадает в особые условия. Ведь и на его палитру и этюд тоже проникают рефлексы, что значи­тельно затрудняет поиски достоверно­го цвета.

Это необходимо учитывать при выборе места для работы на воздухе. Если нельзя найти надежное укрытие, художники берут с собой особый зонт, защищающий их от рефлексов голубо­го неба и солнечных лучей.

Непривычные просторы изображаемого пространства, обилие света, большая удаленность объектов природы от глаз наблюдателя, новые условия работы обычно увлекают и одновременно пугают впервые попавшего на пейзажные этюды начинающего живописца. Поначалу трудно охватить взглядом глубину пространства, увидеть цвета предметов и объектов, измененных расстоянием, силой и состоянием освещения. Трудности первых опытов работы на пле­нэре усугубляются быстрой сменой освещения (то яркое солнце, то набежавшие от туч тени), различным состоянием погоды в течение суток (утром, днем, вечером) или в разные времена года.



Передача цветовых отношений объектов природы с учетом тонового и цветового состояния освещенности является основой живописи пейзажа. Предстоит решить цветовую основу, на которой в процессе написания этюда строятся конкретные отношения между деталями пейзажа.

Приспособление для работы на воздухе. Для хранения и переноса красок, кистей, палитры нужно приобрести или сделать самим деревянный ящик, называемый этюдником. Этюдники бывают двух видов (рис. 100): для акварели -легкий плоский деревянный ящик с акрилатовой палитрой, кассетами для красочных смесей и другими принадлежностями; или «комбайн»-универсальный этюдник с раздвижными ножками, который можно использовать для работы на воздухе (на пленэре) и для работы в мастерской.

Для работы на природе полезным будет и складной легкий стульчик, так как не всегда приходится работать стоя. Имея пере­носной стульчик, легче организовать рабочее место. При желании можно самим изготовить приспособление для работы на пленэре: папки и сшитые из парусины сумки с карманами для красок, кистей, фляги с водой и других вещей.

Приступая к пейзажному этюду, следует прежде всего позабо­титься о выборе наилучшей точки наблюдения, с которой весь будущий пейзаж воспринимается цельно, смотрится выразительно, когда четко определяются пространственные планы. Если в компо­зиции этюда мы хотим показать деревья целиком, то надо находить­ся от них на достаточном удалении (не менее чем две-три величины объекта изображения по большей стороне).

Рамка-видоискатель, вырезанная из бумаги, поможет найти композиционное решение в соответствии с замыслом и конкретной задачей. Чтобы этюд был хорошо скомпонован, надо сосредоточить внимание только на том, что составляет основу, главный сюжет изображения, отказавшись от всего второстепенного, остающегося за рамкой видоискателя.

Одна из главных композиционных задач - с самого начала определить на плоскости этюда крупные соотношения земли и неба. Все элементы пейзажа в дальнейшем будут строиться в зависимости от положения линии горизонта (находящейся на уровне наших глаз). Горизонт не должен делить картинную плоскость горизонтальной линией на две равные части. Этюд смотрится интереснее, когда на нем показано либо больше неба, либо больше земли, а не их пропорциональное равенство. Симметрия делает композицию не­выразительной и скучной.

Цветовые отношения между отдельными объектами, участками, и планами видимой натуры, правильная передача общего цветового состояния природы зависят от освещения. Освещение в пейзаже (в солнечный яркий день-яркие, светлые краски палитры, в пас­мурный день - темные, малонасыщенные цвета) во многом опре­деляет успех построения эмоционально-выразительного пейзаж­ного этюда. Решение больших цветовых отношений должно обяза­тельно вестись с учетом различного состояния освещенности, днев­ного, вечернего и т.д.

На начальной стадии обучения необходимо научиться чувство­вать роль воздушной перспективы и освещения (например, стволы берез на закате солнца окрашены в оранжево-красные оттенки), выработать способность замечать не предметные цвета, а обуслов­ленные освещением и удаленностью, т.е. измененные, цвета пред­метов.

На природе, где цвета предметов меняются в зависимости от освещения, нужно определить, в каких пределах должны быть построены цветовые отношения. Если по неопытности не задаться такими параметрами, придется все время переписывать начатый этюд, например в случае, если солнечная погода сменилась пасмур­ной.

Работая на пленэре, следует устанавливать пропорциональное различие цветов, перспективное изменение обусловленного цвета на разных планах, одновременно держа их в поле зрения (первый - ближней, средний - второй и дальний -задний). Хотя объекты пейзажа и расположены на разных планах, их можно сравнивать и устанавливать существующие между ними отношения. Например, зеленая трава на переднем плане воспринимается более теплой по тону, чем та же трава на среднем и тем более на заднем плане.

В пейзажном этюде необходимо начинать писать с целого, а не с деталей, следуя принципу: от общего -к деталям, с последующим обобщением. Вначале прокладывают общие цветовые пятна, а затем, когда большие цветовые отношения установлены, переходят к проработке деталей. В первоначальных коротких этюдах на пленэре (продолжительностью от 30 минут до одного часа) рисовальщик ставит себе определенную задачу: выработать метод работы цвето­выми отношениями при цельности восприятия натуры. В таких этюдах выстраивают отношения между цветом неба, земли, пере дним, средним и дальним планами. Полезно вначале в качестве сюжета выбирать мотивы с ограниченным замкнутым пространст­вом (например, двор с его растительностью и частью строений).

Если вы успешно справились с задачей, можно переходить к более открытым пространствам, имеющим несколько планов (на­пример, берег реки с ясно выраженным передним планом - дере­вом, кустом, строением и т.д.). На выполнение второго вида этюда отводится от 2 до 3 часов. Здесь помимо основной задачи, заклю­чающейся в передаче основных цветовых отношений, с учетом воздушной перспективы и состояния освещения, потребуется дать пространственное решение и проработку деталей переднего плана. Определяя цветового состояние пейзажа, нужно найти основные отношения между цветом неба, земли, воды, а также обобщенных масс растительности (строении).

Решив композицию будущего этюда в первоначальном набро­ске, намечаем на рабочем листе карандашом или сразу кистью главные части пейзажного мотива и пропорции больших масс. Уточняем месторасположение отдельных элементов пейзажа в со­ответствии с пространственными планами, в пределах которых они находятся, в подмалевке одним цветом. С использованием светотени очень обобщенно определяем основные тональные отношения крупных частей пейзажа.

Далее переходим к работе в цвете с учетом общего освещения: утреннее солнце придает общему цветовому строю пейзажа, включая все объекты изображения, хорошо воспринимаемый желто-розовый оттенок, дневное солнце-золотистый, вечернее-оранжеватые или красноватые оттенки. Мягкий рассеянный свет пасмурного дня больше всего проявляет предметный (собственный) цвет объектов изображения.

В изображении пространства в пейзаже большую роль играет проработка формы живописных объектов, находящихся на различ­ных пространственных планах. Чтобы передать глубину в пейзаже, более конкретно прописывают формы предметов или объекты переднего плана. На передних планах отчетливее проступают соб­ственные цвета предметов, здесь они выглядят объемнее, насыщен­нее, с контрастной светотенью. При решении дальних планов нужно учитывать законы воздушной перспективы. По мере удаления от зрителя формы предметов теряют объемность и приобретают упро­щенный, силуэтный характер, ослабевает их насыщенность - цвета становятся обусловленными воздушной средой и зависят от степени удаления от зрителя.

С ростом мастерства появляется возможность обогатить палитру чрезвычайно богатыми красками природы, нюансировкой цветов растительного мира, передачей самых разнообразных настроений.

Что касается подготовки к работе на пленэре, то здесь важно предусмотреть на первый взгляд не очень важные детали.

Так, не следует в яркий солнечный день надевать насыщенную цветом одежду - она помешает, так как будет отбрасывать сильные по цвету рефлексы на палитру и картинную плоскость. Если вы устроились в тени деревьев, помните, что зеленый отсвет листвы повлияет на вашу работу. Чтобы не слепили лучи солнца, лучше писать, находясь под защитой локального цвета зонта, или носить головной убор с козырьком. Отправляясь на этюды, берите краску с запасом, особенно для пейзажей, в мотиве которых присутствуют земля, вода и небо. Если вам удастся подобрать три основных цвета из имеющихся красок и в нужном количестве, они помогут устано­вить цветовое единство пейзажа и избежать чрезмерного расцвечи­вания этюда. Работая акварелью, позаботьтесь о запасе воды во фляге.

Над пейзажем можно работать в любое время года.

В этой статье про пленэрное фото я постараюсь разрушить некоторые мифы, связанные с техникой съемки на открытом воздухе. Я дам определение понятию «пленэр». Затем мы раз и навсегда разберемся в верном написании этого слова. Вы узнаете о том, как выбрать время, место и предпочтительный ракурс. И стоит ли «париться» по поводу погоды?

Пленер или пленэр?

Какая же погода будет наиболее «правильной» для работы на пленэре? Наверное, лучше всего было бы фотографировать при небольшой облачности с проблесками солнца - не чрезмерно ярко, но и не пасмурно. В таких условиях мы получим достаточно контрастные и яркие фотографии. Однако я бы не стал так категорично утверждать, что нельзя сделать качественные и при ярком солнечном свете или в пасмурный день. Многое в этом случае зависит от места съемки и используемого дополнительного оборудования.

Пленэр фото. Когда снимать?

Разумеется, я согласен, что ранним утром и вечером до заката солнца - наиболее удачные условия для съемки , да и пейзажа тоже. Но не стоит так полагаться на конкретное время суток, потому что на разных широтах, в различных городах все меняется. Такие вещи, как время съемки весьма субъективны, а погода переменчива. Да и не всякий клиент готов встать в пять-шесть утра «ради искусства». Более того, я сам не готов. 🙂

В среде начинающих любителей фотографии бытует мнение, что съемка против солнца неправильна, ошибочна и т.д. Я возьму на себя смелость разрушить и этот миф. К вашему сведению, многие фотографы в яркий солнечный день предпочтут именно этот ракурс. И тому есть две причины.

Во-первых, снимать против солнца - это лучше, чем вставлять спички в глаза модели, которая будет щуриться от ослепительных лучей. Тени на лице и одежде будут чрезвычайно глубокими. Ситуацию можно постараться исправить в фотошопе , но… это не наш метод. 🙂

Следующее преимущество съемки против солнца - получение контрового света , выгодно отделяющего модель от окружающего фона. Такая фотография смотрится более профессионально. Используя в придачу или отражатель, достигаются потрясающие результаты.

Природу копировать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей.

Исаак Левитан

Не все, конечно, но многие видели людей, рисующих с натуры в самых, кажется, неожиданных местах и в самых неудобных положениях — сидя в кафе и на улице, согнувшись на бордюрах или ступенях городских лестниц. Или с комфортом разместившихся со своим оборудованием на обочинах проселочных дорог и в полях, на лесных опушках и горных склонах, по излучинам рек и на морском берегу…

И всегда эти рисующие (карандашами и углем, линером и сангиной) и пишущие (маслом, акварелью и гуашью) привлекают внимание гуляющих и спешащих прохожих. Чем? Чудом, выходящим из-под руки рисовальщика, руки художника.

Творчество — всегда чудо. Объединяющее в себе мастерство и вдохновение, точные знания и внутренний порыв, эмоции. И совершается оно по-разному — в отдельной мастерской и общей студии, дома и на природе.

Так вот, такая работа под открытым небом — и есть пленэр.

Некоторые наши современники думают, что в нынешние времена окончательной победы цифровых изображений художники-пейзажисты работают исключительно по фотографии. А что, удобно же, и не надо обжигаться под палящим солнцем, мерзнуть в крепкие морозы, мокнуть под дождём... Что ж, есть и такие художники, есть и такие приёмы. Но не этим пейзажист живёт! Ведь исключительная точность передачи натуры средствами фотографии еще не является искусством живописи, и, в некотором роде, лишена авторского подхода. Фотоискусство совершенно иными средствами передает объём и ощущение пространства, по-другому выстраивает колорит и детальность. Именно излишняя детальность порой мешает увидеть главное.

Кроме этого, даже в самой маленькой живописной мастерской или студии всегда царит своя, особая атмосфера, выстроенная с помощью бокового и/или искусственного освещения. В природе же все не так, под открытым небом свет окутывает предметы со всех сторон сразу, меняя и тон и уж тем более цвет! Казалось бы, зачем так мучиться, ведь можно сфотографировать пейзаж и нарисовать все дома. Но не всё так просто. Любой художник ответит, что картины, нарисованные с плоской фотографии, сами будут выглядеть плоско. Но задача художника — создать ощущение пространства, передать некий дух места, его живое впечатление и обаяние. Для решения этой проблемы и существует пленэр, подразумевающий рисование на природе. Поэтому, несмотря на определенные неудобства, ни один стоящий мастер не откажется от возможности творить на натуре. Причем, объектом творчества может быть что угодно: растения и ландшафт, городские зарисовки, натюрморт и портрет под открытым небом, панорамы города и отдельные сооружения, небо и многое другое, что увидит внимательный и восхищенный взгляд художника. Но главным жанром, конечно, остается пейзаж во всём его многообразии.

Словарь извещает нас:

PLAIN air - фр. (букв. — открытый воздух) — paбота художника с натуры непосредственно под открытым небом, с учетом воздушных и световых явлений.

Большая Российская Энциклопедия даёт определение нужного понятия таким образом:

Пленэр — передача в живописи изменений и градаций цвета изображаемых объектов, которые обусловлены воздействием солнечного света окружающей атмосферы.

Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе (а не в мастерской) на основе изучения натуры в условиях естественного освещения. Предметом её особого внимания становятся цветовые и световые рефлексы, тончайшие модуляции цвета, изменяющиеся в зависимости от природных условий, времени года и ли времени суток. Передача «воздушной» перспективы, изображение прозрачных теней.

Истоки пленэрной живописи (светлая гамма, чистые цвета, ощущение световоздушной среды и т.д.) можно найти в творчестве некоторых мастеров Возрождения (Пьетро де ла Франческа, ванн дер Гус) и художников XVII - XVIII вв. (пейзажи Веласкеса, Я.Вермеера, малых голландцев, и других. Однако, начало пленэризма как системы живописных приёмов связано с творчеством художников первой половины XIXв. (Р. Бонингтон и Дж. Констебл в Великобритании, Сильвестр Ф.Щедрин и А.А.Иванов в России). Приверженцами пленэра были мастера так называемой «Барбизонской школы», а также К.Коро. Наиболее полное воплощение принципы пленэра нашли в творчестве мастеров французского импрессионизма — К.Моне, К.Писсарро, О.Ренуара, А.Сислея. именно тогда термин «пленэр» получил широкое распространение. Позднее широко распространился во всех странах мира. В русской пейзажной живописи к пленэру много обращались В.Д.Поленов, И.И.Левитан, В.А.Серов, К.А. Коровин, И.Э.Грабарь, и другие.

С тех пор на пленэре работают все поколения художников, бережно передавая способы и приемы передачи деталей изображения от старших к младшим. Как и прежде, сегодня пленэры для художников — это очередная возможность набраться свежих, новых эстетических впечатлений, усовершенствовать свою технику, запечатлеть меняющуюся красоту скоротечного дня, перенеся её на холст. Главное — научиться рисовать быстро, пока свет не переменился.

Чаще всего на пленэре создают этюды и зарисовки, а не завершённые картины. Для многих художников пленэр — это не основное направление в творчестве, а лишь важный этап в создании завершённого произведения. Именно здесь, в коротких работах — этюдах, порой крохотных размеров, схватывают уникальные соотношения цвета и тона, передают то самое важное для этого места и времени, что потом ляжет в основу долгосрочного серьёзного вдумчивого процесса написания картины.

Рисовать на пленэре сложнее, чем в студии чисто технически. Погода может измениться в любой момент — бывает, ветер сдувает художественные принадлежности, насекомые мешают, а солнце довольно быстро меняет своё положение на небосклоне, кардинально изменяя освещение. Кроме этого, и сам художник попадает в необычные условия. Теперь на его палитру и на этюд падают и яркий солнечный свет, и рефлексы от неба, что усложняет задачи поиска верного цвета. Это нужно учитывать, выбирая места для работы на воздухе. Желательно укрыться от прямых солнечных лучей и рефлексов небесного голубого цвета, и когда естественных укрытий не предвидится, выручает зонт (как правило, из светлой, но достаточно плотной ткани).

Еще одной сложностью для начинающих становится обширность пространства, которая даёт обилие света, глубину перспективы и удалённость изображаемых предметов от глаз наблюдателя. Вместе с новыми условиями работы возникает необходимость охватить взглядом сразу большое пространство, верно увидеть цвета в связи с цветовой и тональной перспективой. Это сложная задача, которая увлекает и пугает новичков.

Работа на пленэре, как и другая работа над художественным произведением, включает в себя решение творческих, композиционных, тональных и цветовых задач. Кроме этого, существует и определённая последовательность ведения работы по принципам: от общего к частному, от большого к деталям, от главного ко второстепенному. От краткосрочных (от 30мин. до часа) и маленьких переходя к более длительным (2-3ч.) и более крупным по размерам этюдам. На первых порах определиться с композицией помогает видоискатель — бумажная рамка с вырезанным посередине прямоугольником. Она, вместе с этюдником (варианты исполнения которого вы можете увидеть в интернет-магазинах и в салонах товаров для художников) или пленэрным складным мольбертом-штативом, набором красок, палитрой и складным стульчиком, составляет основу пленэрного оборудования. Кое-что из вспомогательных вещей можно изготовить самим: например, папки, сшитые из плотной ткани специальные сумки или рюкзачки с карманами и отделениями для бумаги, красок, кистей, мастихинов, пластиковой бутылки с водой и прочего.

Итак, собираясь на пленэр, ещё раз вспомним, что важно не упустить из внимания. Кроме основных сборов надо предусмотреть детали, несущественные на первый взгляд. Например, не нужно одевать насыщенную по цвету одежду, т.к. она будет отбрасывать на картинную плоскость и палитру сильные цветовые рефлексы. Устраиваясь в тени лиственных деревьев, учитывайте зелёный отсвет, который повлияет на работу. Чтобы избежать ослепления солнцем, берите с собой зонт или кепку с козырьком. Выходя на этюды, берите с собой краску с запасом, особенно для мотивов с большими отношениями небо — вода — земля. При правильной работе 3-4 замеса помогут установить цветовое единство и избежать излишнего расцвечивания работы. Не забывайте позаботиться о запасе воды при работе акварелью. Одевайтесь по погоде.

Подводя итоги, скажем, что Пленэрная практика включена в программу всех учебных заведений, готовящих художников различных профилей — станковистов и прикладников, скульпторов и архитекторов, художников театра и кино.

На пленэр выходят ученики художественных школ и студий, дети и взрослые, профессионалы и любители, «матёрые» и начинающие.

Ведь счастье быть причастным к чуду творчества, как и способности и настоящий талант, даётся свыше. А пленэр, кроме всего прочего, даёт радость общения с природой, с единомышленниками, предоставляет возможность научиться новому. И это хорошо.

ART-KAFABELLA Творческие дачи в Крыму.