Церковные благовония. Как использовать. Ладан, что это такое и как его использовать дома

Одним из трех даров, принесенных волхвами в дар Иисусу Христу, был ладан. С тех пор эта ароматическая смола неразрывно связана с Церковью и храмовыми действами. О назначении ладана и других храмовых благовоний, о том, стоит ли их носить в повседневной жизни, например, в качестве духов, а также что делать, если испытываешь отвращение к ладану, мы поговорили с настоятелем Киевского храма святых апостолов Петра и Павла, архимандритом Алипием (Светличным).

- Отец Алипий, расскажите, как в Церкви начали использовать благовония?

Обряд каждения, в котором используются разные ароматические благовония, в том числе и ладан, возник в христианском богослужении далеко не сразу. Есть мнения, что христиане привыкли к запахам ладана во времена гонений - когда вынуждены были собираться на свои богослужения в погребальных катакомбах. Там были погребения не только христиан. Хоронили в этих катакомбах и язычников, и иудеев. По традиции, посетители воскуряли благовония возле могил. Это было связано с тем, что могилы невозможно было плотно закрыть каменной плитой, и тленные запахи просачивались из погребальных локул.

- Какие запахи используются в нынешних богослужениях? Только ли ладан?

В первую очередь это запахи ладана, ароматы мирра, елея, свечей, ароматизированной воды, цветов. Нельзя забывать также о благоухании Святых даров - в сущности, важнейшего церковного аромата, и запаха икон. Прикладываясь к иконе, ощущаешь ее специфический приятный аромат. Он приятен не только потому, что иконописцы использовали натуральные краски, лучшие породы дерева и льняное масло, покрывающее все пространство иконы. Запах иконы приятен, поскольку она приближена к литургическому ритуалу и благовониям. Воскурение ладана, фимиама - это древнейшая форма жертвы Богу. Благовония помещались на раскаленные угли и дым их уходил под купол храма или в небо, унося с ароматом каждения все просьбы человека, слезы, мольбы и благодарность Богу. Сегодня благоухание в храме означает ни много ни мало - присутствие Божие. Теперь каждение начинает восприниматься как важный акт богослужения. Дым напоминает о древней праведной жертве Авеля. Дым ассоциируется с присутствием Бога, которое сопровождало Ковчег Завета в виде огненного столба ночью и днем в виде дымного столба.

Аромат этой древесной коры является для христианина символом присутствия Божьего и благоухания святых.

Во время служения в храме в один момент священник с кадилом символизирует хождение Бога среди первых людей в Раю, в другой момент каждение означает священную жертву Самого Христа Своему Отцу Небесному. Благоухание - это состояние небесного. Дым кадила превращает Церковь в образ потерянного Рая земного. Рай потерян, но благоухание напоминает о небесном.

Действительно, христианское богослужение пропитано благоуханиями. Как пишет отец Павел Флоренский: «Запахи пронизывают весь организм, он плавает в них, они протекают и струятся сквозь него, как через натянутую кисею, течение воздуха и духовное качество запаха бывает тогда бесспорно и явно. И от этих „обыкновенных“ запахов, вроде, например, мяты, ладана, розы и так далее, - прямой переход к благоуханиям таинственным, в которых их духовность выступает уже для всякого сознания. Таково общеизвестное благоухание святых». Ценность ароматических средств исключительно велика. Волхвы приносят младенцу Иисусу дары, где присутствуют благовония - ладан и смирна – наряду с золотом. Аромат несет в себе для христианина некий сверхфизический смысл.

- А если человек не переносит церковных запахов, то это о чем говорит?

Человек может этого не осознавать, но его душевное состояние может находиться в противоречии с ценностной системой христианства. Из-за этого возможно неприятие того, что связано с Церковью даже на физическом уровне, что внешне проявляется как реакция на запах. По мере гармонизации и духовного развития эта реакция исчезнет.

- Выносить церковные запахи за пределы храма хорошо или плохо?

Церковь не узурпировала право на владение определенными запахами. Люди могут зажигать лампадки, воскуривать благовония и в своем доме, чтобы всей семьей настроиться на молитву, ведь семья - это малая Церковь. А если кто-то из парфюмеров использует в своих произведениях запахи ладана и другие ароматы, которые мы слышим в Церкви, то в этом нет ничего плохого. Не сами запахи наделены сакральным смыслом, а то, в каких условиях и для чего их используют.

БЛАГОВОНИЯ В ПАРФЮМЕРИИ: какие духи содержат запах ладана

Несмотря на то что многие мировые парфюмерные бренды не могут представить себя без ноток ладана, в наших широтах подсказать, какой парфюм сдержит этот библейский запах, сможет далеко не каждый консультант косметики. В лучшем случае вам предложат аромат лаванды или мелиссы с зеленым чаем. Тогда как, увы, даже собрав воедино эти ароматы, букет окажется лишь пиратской копией ладана. И дело не в некомпетентности продавцов, а в том, что парфюмеры действительно используют этот аромат не как доминирующий, а как тонкий, ненавязчиво вплетенный в парфюмерную композицию. Из мировых брендов наиболее часто его использует Армани, например Bois d’Encens.

Джорджио Армани посвятил этот парфюм таинственным ароматам итальянских церквей. Bois d’Encens претендует на то, чтобы называться возрождением древнейшего в мире парфюма «Кифи», созданного египтянами 4000 лет назад. Рецепт «Кифи» выгравирован на каменных стенах храмов, в нем восхваляются его необыкновенные свойства. Этот овеянный тайной парфюм был для египтян священным и использовался в религиозных целях. Он служил способом общения с богами и использовался как мазь для статуй и окуривания. В грекоримские времена ладан был известен как эликсир, обладающий лечебными свойствами. Он символизировал бессмертие. Остается добавить только что Bois d’Encens - это дань детским воспоминаниям Джорджио, воскрешение минут, проведенных с бабушкой в церкви. Поскольку цены на духи нынче немилосердны, отправимся просто понюхать ладанные запахи. Для лучшего восприятия, прихватите с собой немного зерен кофе и вдыхайте их запах между духами, чтобы лучше услышать парфюм.

Парфюмы мировых брендов с ноткой ладана:

  • Les Exclusifs de Chanel Coromandel,Chanel;
  • Private Blend: Tuscan Leather, Tom Ford;
  • Kenzo Perfums, Passage d’Enfer, L’Artisan Parfumeur;
  • Fahrenheit Absolute, Dior;
  • Encens et Lavande, Serge Lutens;
  • Poison, Dior;
  • Opium, Yves Saint Laurent;
  • Black Orchid, Tom Ford;
  • Un Jardin Sur Le Nil, Hermes;
  • Lacoste Pour Femme, Lacoste.


.

Материал подготовлен редакцией портала PravLife специально для газеты Сегодня.

Византийский богослужебный канон включает в себя важный элемент – запахи. В отличие от других составляющих канонической системы, ароматизация, её принципы и идеология на протяжении истории церкви изменялись крайне мало. В сущности, современные православные церкви, пользуются ими так же, как в начале истории христианства.

Прежде чем рассматривать ольфакторные (относящиеся к области восприятия запахов ) аспекты христианского культа, следует охарактеризовать используемые в нём ароматические вещества . В сущности, ароматов в церкви не так уж много.

1. Ладан (по-еврейски – lot ) — ароматическая древесная смола (благовонный древесный сок, затвердевающий на воздухе ). Собирается с растения cystus croticus (босвелия, семейства бурзеровых) — тернистого дерева, которое растёт на о. Кипр, в Аравии, Сирии, Палестине. Одно из древнейших благовоний, используется также в парфюмерии. В древние времена считался одним из ценнейших даров, которые преподносились царям, вельможам в знак особого благоговения: преподнесение волхвами ладана младенцу Иисусу, наряду с золотом и с мирной — свидетельство признания его царского достоинства (Мф., 2:11). Использовался для воскурения в храмах различных языческих религий. Первые христиане употребляли ладан при проведении обрядов погребения мёртвых (согласно свидетельству Тертуллиана ). В настоящее время добывается, в основном, в Индии. Главным образом ладан применяется при каждении в богослужебных обрядах. Ладан с дополнительными ароматическими добавками называется фимиамом . Надо полагать, что каждения в современных церквах осуществляются именно с использованием различных фимиамов.

Ладан

2. Миро — ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания. По ветхозаветным установлениям (Исх., 30, 23-25) составлялось из смирны самоточной, корицы благовонной, тростника благовонного (аир), кассии и оливкового масла. В современной православной церкви миро включает в себя около 50 компонентов. Мироварение осуществляется высшим священноначалием в Великий Четверток и распространяется по всем епархиям. Миропомазание — таинство, в котором верующему подаются Дары Святого Духа через несение мира на различные части тела. Помазание святым миром применяется при освящении храмов.


Ингридиенты для мироварения

3. Лампадное масло (елей) — растительное (прежде всего, оливковое) масло, которое используется для сжигания в лампах и для помазания верующих. Может содержать ароматические добавки (например, розовое масло).

Лампадное масло

4. Восковые свечи — источник слабого запаха мёда. Изготавливаются из пчелиного, японского, китайского, карнаубского воска. Свечи из пчелиного воска горят дольше и ярче, чем парафиновые, и предпочитаются ценителями, поскольку являются натуральными.

Восковая свеча

5. Другие ароматы строго не регламентированы. Может, к примеру, добавляться иссоп (hyssopus officinalis) в святую воду для кропления. В праздничных обрядах присутствуют запахи живых цветов (например, на Успение Богородицы), веток деревьев и травы (на Троицу) и т.д.

Иссоп

Нельзя забывать также о благоухании Святых даров — в сущности, важнейшего церковного аромата.

Христианская культовая система разработана таким образом, что в ней осуществляется воздействие на все органы чувств человека.

Смысловое значение запахов в церкви

Во все времена воздух церкви был специфической красотой служения. Благовония, пройдя путь от Ветхого до Нового Завета, не потеряли своей важнейшей роли в духовной жизни мира.

Как уже отмечалось, запахи церкви – это, в первую очередь, благоухание Святых даров, каждения ладаном, ароматы миро, елея, свечей, ароматизированной воды, живых растений . Некоторые из этих запахов канонизированы, другие нет, однако, даже если в церковном укладе нет однозначных характеристик ароматических веществ, традиция регулирует использование тех или иных пахучих веществ на уровне чувства. Никому не придёт в голову применять сильные резкие запахи, находящиеся в противоречии с другими.

Нельзя не отметить в церкви запахи икон . Прикладываясь к иконе, ощущаешь её специфический приятный аромат. Он приятен не только потому, что иконописцы использовали натуральные краски, лучшие породы дерева и льняное масло, покрывающее всё пространство иконы. Запах иконы приятен, поскольку она приближена к литургическому ритуалу и благовониям. Икона не только источает благоухание. Икона вдыхает воздух церкви вместе с верующими. Икона живёт. Кажется, вместе с нами – преходящими и плотскими – стоят и наши дары, принесённые Богу. Эти дары принимают благоухания, тем самым создавая всеобщее единение. Благоухания икон приглашают человека освятить свою жизнь, начать жить с начала.

Человек принимает небесное присутствие всеми своими чувствами. Бог соучаствует жертвующему от избытка своей любви человеку во вкусе и запахе. Обоняние — это то, «что показывает направленную к Нему мысль нашу и расположение, вследствие того, что у нас чрез посредство этого чувства происходит восприятие благоухания », — говорит св. Иоанн Дамаскин. Ароматы символизируют различные дары Святого Духа.

«Когда мы ощущаем запах, мы осуществляем наиболее непосредственный контакт с окружающим миром… , – пишет американский одоролог Р.Райт, – более прямую связь с окружающей средой трудно даже вообразить «.

«Рядом с обонятельным мозгом находится лимбическая система, отвечающая за наши эмоции. Поэтому все запахи эмоционально окрашены, все вызывают у нас те или иные эмоциональные переживания, приятные или же неприятные, «безразличных» запахов не существует . Именно запахи быстрее всего пробуждают память, и не логическую, а именно эмоциональную » [Рязанцев С. В мире запахов и звуков. – М., 1977. – С.195].

Смысл каждения в символике Богослужения

Воскурение ладана, фимиама — это древнейшая форма жертвы Богу . Благовония помещались на раскаленных углях, и дым их уходил под купол храма или в небо, унося с ароматом каждения и все просьбы человека, слезы, мольбы и благодарность Богу.

«Дым каждения Тебе приносим, Христе Боже наш, как аромат благоухания духовного, приняв которое в Свой Жертвенник, находящийся выше всех небес, ниспошли нам благодать Пресвятого Твоего Духа » — так, в переводе на русский язык, звучит молитва, которую любой священник обязательно читает перед каждым каждением в храме.

По древней русской традиции священник, совершая каждение народа с помощью специальной металлической кадильницы на цепочках, тихо произносит: «Дух Святый найдет на вас и сила Вышняго осенит вас «, а миряне мысленно отвечают: «Той же Дух содействует нам вся дни живота нашего (т.е. нашей жизни) «.

Здесь мы видим, сколь важное значение придает Христова Церковь каждению, как символу оживотворяющей нас и непрестанно помогающей нам силы Святого Духа, Одной из Ипостасей Святой Троицы.

Благоухание ладана пропитывает всё, что его окружает: стены, святыни, одеяния священников. Благоухание как бы впитывается в псалмодию и молитву. В этом проявляются слова: «Я всё и во всём «. Благоухание – это состояние небесного. Особенно это видно в ритуале каждения и хорошо осмыслено богословами. «Диакон кадит всё по порядку, не просто воскуряя фимиам, но запечатлевая и освящая всё и через молитву принося и вознося его Христу с молением о том, да принято будет кадило горе́ и да ниспослется нам благодать Всесвятого Духа », — говорит бл. Симеон Солунский.

Собственно об этом говорит канонический текст Литургии. В завершении проскомидии есть слова: «Кадило тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в Пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам Благодать Пресвятого твоего Духа ».


Из фотоальбома священника Константина Пархоменко

Есть другие смысловые оттенки каждения. Например, каждение во время чтения Апостола «установлено в знак благоговения перед наступающим чтением Евангелия и указывает на то, что через проповедь евангельскую благодать Святого Духа, разлившись во все концы мира, облагоухала сердца людей и обратила их к Жизни Вечной ».

Или в молитве освящения благовонного зелия сказано: «домы их всякого благовония исполни, во еже бытии сим и всем вою хранящим я, и кадящим ими в соблюдение и избаву от всех вражеских прилогов », – т.е. акцентируется значение кадильного дыма как средства борьбы с нечистью .

Исключительно важно каждение в символике Литургии. По мысли Н.Гоголя: «...как и в жизни домашней всех древних восточных народов предлагались всякому гостю при входе омовения и благовония. Обычай этот перешёл целиком на пиршество небесное – на Тайную вечерю, носящую имя литургии, в которой так чудно соединились служение Богу вместе с дружеским угощением всех… «. Можно процитировать также слова из проповеди папы Иоанна Павла II за коптской литургией «кадильной молитвы»: «поднимающиеся волны кадильного дыма, точно дух человеческий, возносится к небу, дух, вырывающийся из повседневности, в чаянии познать смысл своего существования и слиться с Богом.<…> Волны фимиама, безостановочно уносящиеся в небу, увлекают за собой нашу молитву Богу, исходящую из самой глубины сердца. Фимиам сопровождает воздеяние рук к небу, выражающее наше жажданье Бога и одновременно призывающее Его призреть на людей и вещи, желания и устремления ».

Свмч. Серафим Звездинский рассуждает о запахах в ещё более возвышенном ключе, рассматривая саму Литургию как образ Божественного аромата: «…женщины, следовавшие за Христом – Мария Магдалина, Саломия и другие – после погребения Христа Спасителя, приготовили ароматы, чтобы на следующий день помазать Пречистое Тело Господа. Други мои, возлюбленные мои, паства моя, эти ароматы сохранились до наших дней, благоухание их мы обоняем, утешительную силу их мы испытываем; эти ароматы – Божественная, тайная, великая, чудная, прекрасная, исцеляющая, оживляющая, драгоценнейшая, святейшая Литургия. Вот, какие ароматы подарили нам первые последователи Господа… Если бы не было этого дара, мы погибли бы в этом мире, полном нечистот и всякой скверны, мы заживо загнили бы в нём, задохнулись бы в злосмрадии ».

Повторяющиеся малые и великие каждения начинаются в Святая святых – алтаре церкви. Поднимаясь под купол, смешиваясь во время утреннего чтения псалмов с лучами восходящего солнца, а на вечерней службе скользя мимо лампадок и горящих свечей, благоухающий дым кадила превращает церковь в образ потерянного Рая земного. Рай потерян, но благоухание напоминает о небесном.

Действительно, христианское Богослужение пропитано благоуханиями. Как пишет о. П. Флоренский: «Запахи пронизывают весь организм, он плавает в них, они протекают и струятся сквозь него, как через натянутую кисею, течение воздуха и духовное качество запаха бывает тогда бесспорно и явно. И от этих «обыкновенных» запахов, вроде, например, мяты, ладана, розы и так далее, – прямой переход к благоуханиям таинственным, в которых их духовность выступает уже для всякого сознания. Таково общеизвестное благоухание святых… «.

Если углубиться в тексты Ветхого Завета, обнаружим, что смысл жертвоприношения в Пятикнижии выглядит именно как создание особого рода запаха. «Приноси его в благоухание приятное, в жертву Господу » [Исх. 29,41]. «На нём Аарон будет курить благовонным курением» [Исх. 30,7]. «Возьми себе самых лучших благовонных веществ… Это будет миро для священного помазания » [Исх. 30,23-25], – читаем мы в книге «Исход». Это самая сердцевина богослужения. Подобные определения встречаются везде, где речь идёт о жертвоприношении.

Как известно, католики сократили употребление ароматических средств в своём богослужении, а протестанты вообще практически исключили их из своего обихода. Причина этого, надо полагать, в том, что рационализация религии на Западе делает неактуальными формы чувственного воздействия (логика трансформации музыкально-культового канона свидетельствует о том же), а это, в свою очередь, уводит от них внимание и в богословской практике.

В силу того что христианская одорология (наука о запахах) развита слабо, на сегодняшний день нам известны только основные вещества (да и то не в полной мере), которые используются в богослужении. Пока не ясны ни причины отбора именно этих веществ, ни принципы их сочетаемости, ни соотношение с другими каноническими средствами в процессе службы. <…>

Ценность ароматов для Бога и человека

Ценность ароматических средств исключительно велика. Напомним, что волхвы приносят младенцу Иисусу дары, где присутствуют благовония – ладан и смирна – наряду с золотом.

Совершенно очевидно, что аромат несёт в себе для христианина некий сверхфизический смысл.

Библия содержит большой список ароматических веществ, применяемых для всесожжения. Среди них, кроме ладана – ониха, стакти, халван и другие. Очевидно, что это не просто факультативная добавка, которой можно пренебречь.

Для кого предназначены эти ароматы: для Бога или для человека? Вопрос не праздный. Если субстанция огня или кадильный дым преобразуются в духовную силу и могут быть поняты как преобразование в физический план Божественной силы, то запах как таковой интерпретировать подобным образом сложнее.

Возможно, приблизиться к пониманию этого вопроса можно, обратив внимание на то, что хлебная жертва имеет другое наименование – дароприношение . По этому поводу в Агаде (часть Талмуда) есть следующее рассуждение: «Почему в законе о дароприношениях, в отличие от жертвоприношений, сказано «душа» (вместо обычного «человек»). Потому что: «Кем, – сказал Господь, – обыкновенно совершается дароприношение? Бедняком. И это для Меня так же ценно, как если бы Он душу свою принёс в жертву Мне » [Агада, с. 176]. В этом случае, можно полагать, сочетание муки, елея и ладана следует понимать как преобразование души, сожигаемой для Господа . Очевидно, запах ладана содержит в себе нечто, выражающее связь с душевной чистотой, святостью. Иначе как объяснить, что одним из главных признаков святости человека перед Господом является благоухание святых мощей?

Таким образом, аромат, видимо, следует понимать как свидетельство, в равной степени осуществляемое и для Господа, и для предстоящих перед Ним людей, подобно и огню, и кадильному дыму.

О непереносимости запаха Церкви

«Ой, знаете, а я совсем не могу в храм ходить!» — взволнованно жалуется женщина лет 30-ти, — «Я от запаха ладана сразу в обморок падаю. Как до меня кадильный дым доходит — сразу плохо становится

Присутствующие при разговоре женщины разного возраста сочувственно кивают, и лишь одна, прихожанка известного в городе монастырского подворья, торжественно произносит, глядя куда-то в сторону с явным чувством превосходства: «Ей на отчитку надо! Известно ведь, кто ладану боится! «

Почему люди, считающие себя православными, иногда плохо переносят запах благовоний, бывает, даже падают в обморок? Вероятно, причины нужно искать в следующем:

1. Интенсивность духовного воздействия атмосферы Церкви такова, что без привычки (а в обморок падают чаще всего люди, редко бывающие в Церкви) человеку, особенно чувствительному, бывает трудно выдержать его физически.

2. Человек может не осознавать, но его душевный строй, определяемый страстями, может находиться в таком противоречии с ценностной системой Церкви, что возникает конфликт, а открыв себя церковному воздействию, человек получает дисгармонию, которая внешне проявляется как реакция на запах.

По мере духовного развития человека в направлении церковных ценностей эта реакция исчезает.

Материал подготовлен на основе книги Андрей Лесовиченко, прот. Себастьян Ликан «Запахи христианского богослужения»

Просмотрено (4901) раз

Храм - это особое место. Туда можно прийти просто так, ради того, чтобы помолиться в тишине и одиночестве. Вырваться из нашего шумного мира с его бесконечной спешкой и суетой. Помолиться перед иконами, поставить свечи. В общем, хотя бы на несколько минут отрешиться от суетности. И уловить знакомый и какой-то щемящий запах. Чем пахнет в старой церкви?

Ладан сопровождает службу

Что это такое? Благовоние для совершения каждения на богослужении. И один из маленьких ответов на вопрос, чем пахнет в церкви. Ладан - это ароматическая древесная смола.

Виды ладана

Существует несколько видов данного благовония:

    Аравийский ладан. Его еще называют настоящим. Произрастает, соответственно, в Аравии.

    Сомалийский ладан. У него есть еще два названия - абиссинский и африканский. Корни лежат в Эфиопии и Сомали.

    Индийский ладан. Растет, как видно из названия, в Индии. И еще в Персии.

Как он выглядит

Эта ароматная смола представляет собой твердые капли. Все они разнятся по размерам, желтого цвета и полупрозрачные.

Запах

В церкви пахнет ладаном, и это не удивительно. Ибо он принимает участие во всех церковных службах. Каждение без ладана невозможно. А какой же у него запах? Аромат ладана сладок, с небольшими лимонными "вставками".

Свеча

Одним из постоянных "спутников" богослужения являются свечи. И не только на службе они - помощники. Люди, приходя в храм, в первую очередь приобретают свечку, чтобы поставить ее перед иконой. Поэтому к запаху ладана можно смело добавить запах свечей, когда приходят на ум размышления о том, чем пахнет в церкви.

Виды свечек

Церковные свечи бывают двух видов - восковые и с примесью церезина. Церезин - это не чистый воск, а воскообразное вещество с различными примесями. И чем же отличаются эти свечи? А об этом подробно рассказано в следующем подразделе.

Восковая свеча

Чем пахнет в церкви, какие свечи издают нежный и приятный аромат, который хочется вдыхать снова и снова? Конечно же, восковые. Воск считается самым чистым веществом. Свеча - это маленькая жертва Богу от человека. А разве можно приносить Богу в жертву что-то плохое? Нет, Ему полагается отдавать лучшее. А не как в хорошо известной всем нам пословице: "На тебе, Боже, что мне негоже". И такое отношение к Создателю в корне неверно. Он же не забывает заботиться о нас: будит по утрам, позволяя увидеть новый день, отзывается на наши просьбы, помогает и не оставляет в скорби. Почему же мы не пытаемся дать Ему лучшее?

Ладно, оставим лирику. Богу всегда все самое чистое - это истина, установленная с древности. Чистый ладан для богослужения, чистые свечи, чистый елей. В общем, все лучшее. Иные свечи содержат примеси, их невозможно назвать чистыми. Кроме религиозной мотивации здесь есть еще и чисто бытовая. Воск не загрязняет воздух, от него исходит приятный аромат, а самое главное - он не коптит до такой степени, чтобы портить храмовые фрески и иконы.

Свеча - это символ горения душ человеческих верой. Символ огня души. Видимая жертва Богу от грешных Его рабов. Кто-то скажет, что восковая свечка стоит недешево. А разве жертва может быть дешевой? Она делается от души. Когда человек что-то делает от души, хочет подарить прекрасный подарок близкому, например, он не считается с затратами. Свечка на порядок дешевле, чем какое-нибудь украшение для любимого человека.

Церезиновые свечи

В отличие от восковых, они состоят из воскообразного вещества. И не являются чистыми. А благодаря тому, что церезиновые свечи - это кладезь примесей, еще и не очень полезны для использования.

Чем плохи такие свечи? Во-первых, они плохо пахнут. И если сейчас, отвечая на вопрос "чем пахнет в церкви?", вспоминаются только приятные запахи, то после общения с "подделками"-свечами они улетучатся. И это только минимум неприятностей. Самое ужасное, что эти свечи сильно коптят. И тем самым портят красивую храмовую роспись, загрязняют иконы.

Да, они дешевые. Но качество оставляет желать лучшего. Почему же их продают, задастся вопросом иной человек. Увы, но понятие выгоды существует везде. И иные приходы это слово стороной не обходит. Не станем развивать эту мысль во избежание осуждения. Просто будем иметь в виду, что лучше восковых свечек ничего еще не придумали.

Миропомазание

Кто хотя бы раз участвовал в этом таинстве, знает, чем пахнет в церкви, кроме ладана и воска. Миром там пахнет. И тем самым, спокойным, безмятежным, не терпящим суеты, которого так не хватает за воротами храма. И миром - маслом с добавлением различных благовоний.

Как правило, запах у такого масла очень приятный и нежный. Когда можно столкнуться с ним? В момент помазания. Это происходит на вечерней службе, когда священник рисует на лбу прихожанина крест маслом. Это очень грубое объяснение, но оно сделано для того, чтобы хоть немного было понятно, что такое миропомазание.

А обряд таков: верующий прикладывается к праздничной иконе, стоящей в центре храма, ближе к амвону. Священник, в свою очередь, стоит лицом к этой иконе, также в центре храма. После того, как человек поцеловал икону, он подходит к батюшке. И тот совершает чин Миропомазания. Затем это ароматное масло растирается по всему лицу.

Совершать грехи так просто

Вспомним, как поет Круг: "В старой церкви пахнет воском, я не в силах промолчать. Совершать грехи так просто...".

Что там дальше, кто вспомнит? "Но не просто искупать". Очень точно подметил давно почивший певец. Грех входит в нас тоннами, а покидает с огромным трудом, едва-едва. И как мы искупаем свои грехи? В первую очередь покаянием. Причем не только на словах. Пришли мы на исповедь, перечислили свои грехи, прочитал над нами батюшка разрешительную молитву и...? И пошли грешить дальше. Совершать те же самые вещи, в которых покаялись. Какой смысл от такой исповеди, назревает вопрос.

Смысл исповеди - в истинном покаянии. А оно подразумевает под собой отказ от греха. Переосмысление собственной жизни, когда человек приходит к осознанию того, что все! Не хочу больше жить так и совершать то-то и то-то. В этом и есть смысл раскаяния, в избежании греха и добровольном отказе от него.

Когда мы искренне каемся, просим прощения, тогда хотим хотя бы маленькую лепту принести Богу. И задумываемся, что мы можем дать Тому, Кто дает нам все? Поставить свечку, помолиться от души, поблагодарить от сердца. Это вполне под силу каждому.

Суеверия

Иногда человек недоумевает: хотя я не в церкви, пахнет ладаном. Действительно, такое изредка случается. Не надо этого пугаться. На самом деле организму свойственно иногда выдавать желаемое за действительное. Так называемый "сбой в программе". Допустим, кто-то давно не ел колбасу, и очень хочет ее съесть. И ему кажется, что в квартире пахнет колбасой, хотя в холодильнике ее и в помине нет, и никто не может ее резать в данный момент. Это игра организма, не стоит обращать внимания.

Так же и здесь. Люди начинают паниковать, приписывать этому сверхъестественные объяснения. Вплоть до предупреждения о собственной кончине. Все это бред, самый настоящий. Не стоит искать мистический смысл в том, где его нет.

Вообще, связывать церковь и мистику не нужно. Бог никогда не даст человеку того, что тот не понесет. Как говорила одна инокиня, когда перед ней начинали вещать о том, что боятся увидеть или услышать что-то потустороннее: "Как же, держите карман шире".

Бессмысленно и беспощадно

Муж приходит домой, жена встречает. Улавливает странный запах и думает: "Почему от мужа пахнет церковью? Ой, быть беде. Что-то случится. Умрет он, наверное".

А может, супруг после работы зашел в ближайший храм, свечку поставить. Не был давно, потянуло его туда. Муж - человек неверующий? В магазин зашел, столкнулся с каким-то парнем. А этот парень оказался алтарником. И запахом церковным уже пропитался. Вот и мужа слегка пропитал. Так что, милые дамы, не надо хоронить супруга раньше времени и начинать себя накручивать. Всему всегда есть объяснения. И лучше подойти ко второй половине с вопросом о его последних местах посещения, чем ломать над этим голову.

И еще коротко о том, чего не нужно делать. Это верить бабушкиным сказкам. Иногда заходишь в храм, а там, у подсвечников остроглазые бабульки. Все они видят, все замечают. И начинают шипеть вслед: "Свечку левой рукой взяла, вот окаянная. Нельзя левой рукой свечи ставить, грех это. И к иконе в брюках подходить нельзя, Бог накажет. И каблуками-то как гремит, как нечистый копытами". Знакомо, да? Так вот, политика этих бабушек не имеет никакого отношения к православию. Что же они делают при храме тогда, будучи абсолютно неграмотными в этом деле? Подмечают недостатки других и учат жизни. Относиться к этому стоит с юмором, но ни в коем случае не пугаться и не брать глупостей в голову.

Еще один запах

Он нематериальный, его невозможно почувствовать носом. Только душой. Чем пахнет в церкви еще? Спокойствием и безмятежностью. Как в родительском доме, где нас ждут и любят. Где можно полностью расслабиться, ощутить себя в безопасности и довериться близким. Так же и в храме, только там мы доверяемся самому Господу Богу.

Резюмируем

Итак, мы выяснили, что в старой церкви пахнет воском, ладаном и миром. Вспомним еще раз, что это такое.

Воск - это экологически чистый материал, получаемый в результате труда пчел. Из воска делают настоящие, пахучие свечи для богослужений.

Ладан - ароматическая древесная смола. Используется в качестве основного атрибута при каждении, а значит, и на службе. Ибо каждение осуществляется при богослужении. Ладан бывает трех видов: аравийский, сомалийский и индийский. Запах у него сладкий, с нежными примесями лимона.

Миро - масло с благовониями. Употребляется на службе для совершения чина Миропомазания.

Заключение

Из статьи мы узнали, чем пахнет в церкви. Получили краткую информацию о том, какой бывает ладан и свечи, что такое миро, для чего все это используется. Учли и то, что суеверия и вера - вещи абсолютно разные. Почерпнули для себя знания о злых церковных бабушках.

Поэтому, подводя итог, хочется сказать, что не стоит обращать внимания на всякие кривотолки, иногда встречающиеся в церковной среде. Бог все видит: и наши восковые, чистые свечи, и наши открытые Ему души.

Впервые попадая в храм, человек погружается в торжественную атмосферу, которая создается отработанной веками архитектурой, обилием икон, приглушенным светом, витражными окнами. Немаловажную роль для создании атмосферы играет благоухание, немного сладковатое, экзотическое, успокаивающее. Сила аромата возрастает, когда во время церковных обрядов производится обряд каждения и возникает вопрос: а чем пахнет в церкви? Человечеству запах ладана знаком на протяжении нескольких тысячелетий.

Что такое ладан

Настоящий ладан - это смола редких видов деревьев, известных под названием ливанский кедр или Boswellia carterii, Boswellia sacrum, Boswellia pupurifera. Произрастают они в Сомали (Восточная Африка), Индии, Аравии. Дерево занесено в Красную книгу, может расти только при определенных природных условиях, все попытки вырастить его в других местах оказались безуспешны. Ограниченный ареал выращивания ливанских кедров, невозможность получения большого количества смолы увеличивают ее ценность, как следствие, приводят к возникновению множества заменителей.

Английское название frankincense имеет смысловое значение «благовоние франков», поскольку вещество в Европе впервые появилось во Франции. Для России более привычным названием стало олибанум, которое происходит от латинского названия Olibanum (ароматическая смола). Арабы называли его ul-luban (молоко) за сходство вытекающего сока с молоком. В Индии, Китае и Вьетнаме произрастает растение Protium serratum (индийская красная груша), смола которого напоминает ладановый аромат и применяется для производства благовоний.

Состав смолы

Состав ладана сложен, включает летучие ароматические вещества. Основу (56%) составляет смола из свободной босвеллиевой кислоты и связанным с ней олибанорезеном. Вторым элементом (около 30%) является камедь. Примерно 8% состава занимает смесь эфирных масел (терпены, цимен, фелландрен и других).

Вещество частично растворяется в воде, образуя непрозрачную эмульсию. При нагревании размягчается, но не плавится, дальнейшее нагревание приводит к возгоранию с выделением ароматизирующего дыма со сладковатым бальзамическим запахом. В составе дыма современные исследователи выделили компонент ацетат инценсола, отвечающий за психоактивное действие, способный ввести в состояние эйфории.

Из чего делают ладан

Изготовление благовония распространено в местах произрастания ливанских кедров. В год производится несколько тысяч тонн этого вещества, при том, что с одного дерева собирается около 400 грамм. Большая часть (82%) добывается на плантациях африканской страны Сомали, имеющей благоприятные климатические условия для произрастаний деревьев. Процесс приготовления начинается со сбора смолы Boswellia, по отработанной тысячелетиями технологии.

Сбор и заготовка смолы ладанного дерева

Сбор смолы начинают в феврале или марте. Время сбора выбирается перед сезоном дождей и началом активного подъема сока по стволу. На коре взрослых деревьев делают глубокие надрезы острым топориком. Из надрезов начинает выделяться сок молочного цвета. Процесс может растянуться на долгое время. Сока выделяется много, он покрывает ствол дерева и каплями стекает на землю. Затем соку дают затвердеть в смолистое вещество, похожее на канифоль, с цветом от светло-желтых, почти белых оттенков до янтарного.

Разновидности и сорта

Не все виды смолы одинаково ценятся, они подразделяются по месту своего происхождения. По-настоящему ценным считается аравийский, собранный на аравийском полуострове, этот вид востребован для отправления религиозных обрядов. Существуют индийский, оманский, сомалийский виды ладана, немного отличающиеся друг от друга составом и ароматом. Смолу собирают с дерева и с земли, на этом этапе она выглядит как небольшие кусочки 2-10 мм. Кусочки распределяют по внешнему виду, цвету, плотности, наличию посторонних включений на два сорта:

  1. Отборный (Olibanum electum) состоит из прозрачных кусочков каплевидной или овальной формы светлых оттенков желтого или розоватого цвета с восковым блеском. Кусочки могут быть покрытыми светлой пылью, возникающей при их трении. При растирании превращаются в порошок с терпким приятным запахом.
  2. В обыкновенный (Olibanum in sortis) отправляются кусочки более темного цвета, с возможными включениями, образовавшимися при высыхании смолы на коре дерева или земле.

История появления и использования

Задолго до возникновения христианства древние финикийцы занимались торговлей ладаном. По указам фараонов за ценной смолой снаряжались целые караваны. Уже тогда эта смола стала основой всех ароматических смесей для храмовых воскурений, без которой не обходились служения, подношение даров и жертв богам, отпевание умерших. Этому способствовали возможности оказывать на людей успокаивающее воздействие с неглубоким погружением в состояние транса.

Древние египтяне находили и другое применение бесценной смоле. Ее добавляли в состав многих лечебных снадобий. Ими лечили боли в суставах при артритах, кожные заболевания. В Египте зародилось ее использование в косметических целях, женщины делали омолаживающие маски на основе целебной смолы. Ее запах был призван отпугивать зло и охранять энергию дома.

Языческие обряды и обычаи

Обряды древних египтян, иудеев перенимались племенами, исповедующими язычество. В языческих храмах ладан применялся при обращениях к божествам, такие окуривания помогали медитациям жрецов, вхождению в состояние транса, а высокая доза могла стать галлюциногеном. Не обходились без ароматизированных курений погребения (их использовали, чтобы душа умершего уносилась вместе с дымом). Вера в очищающие свойства дыма была настолько сильной, что с его помощью проводили изгнание злых духов из жилищ и людей.

Мистические свойства

Жители Древней Руси были знакомы с удивительными свойствами экзотической смолы. Славяне во времена язычества верили в способность ладана очищать, оберегать от темных сил и злых духов. Новые дома окуривали ладаном, чтобы обеспечить спокойную благополучную жизнь, принести здоровье хозяевам. Окуриванием защищали домашних животных от болезней, недугов, наговоров, колдовства. По традиции путникам перед дальней дорогой на шею вешали мешочек с кусочком смолы, так называемую ладанку, чтобы дорога была безопасной и удачной, а странник вернулся домой живым и здоровым.

Церковный ладан в христианстве

Об истинной ценности ладана может свидетельствовать библейское предание о дарах Волхвов. Оно рассказывает о трех мудрецах с востока, которые увидели на небе звезду (Вифлеемская звезда) и отправились в Иерусалим, чтобы выразить свое почтение новорожденному Иисусу. Они везли ему дары – золото, ладан и смирну. Выбор даров был не случайным. Золото символизировало рождение Иисуса, как человека, которому предназначено быть Царем. Значимость ладана указывала на путь Первосвященника, Учителя. Смирна применялась при бальзамировании и напоминала о неизбежности смерти.

Появление ладана у истоков Христианства определило его важную роль во всех церковных обрядах. Считается, что аромат благовоний уносит слова молитв, благодарности, просьб, жалоб прямо Богу. По-прежнему велика вера в очистительные свойства окуривания, поэтому перед большими праздниками православные и католические храмы чистят дымом благовонных смол.

Использование в лечебных целях

О лекарственных качествах ладана знали в Древнем Египте, Греции, Китае, Иудее. Кроме окуривания больных с целью очищения, изгнания нечисти, вдыхание аромата признавалось эффективным способом излечения от беспокойства, психических расстройств. Для лечения кожных заболеваний знахари добавляли целебную смолу в мази и растирки, которыми лечили заболевания суставов, проблемы опорно-двигательного аппарата. Некоторые лекари рекомендовали внутренний прием препаратов для оздоровления организма.

Полезные свойства

Опыт нескольких тысячелетий исцеления, находит подтверждение в современных научных исследованиях и используется врачами. Дело не только в религиозных обрядах, возможности благовония помогать обращаться к Господу. Экспериментально доказана способность вещества лечить:

  1. Как антисептик применяется для лечения воспалений, заживления ран, заболеваний дыхательных путей, желудка.
  2. Действие эфирных масел помогает при депрессии, головной боли, аллергии, состоянии беспокойства, освежает память, стимулирует работу мозга.
  3. Может выступать как мощный иммуномодулятор, помогающий организму активизировать внутренние ресурсы.
  4. Ранозаживляющие находят применение для косметологии при лечении акне, регенерации кожи после воспалений, омоложения.

Применение и механизм действия

Полезные свойства ладана обусловлены его химическим составом. На основе этой смолы готовятся различные снадобья для лечения, омоложения, укрепления здоровья:

  1. Эфирные масла борются с заболеваниями дыхательных путей, астмы, облегчают дыхание, благоприятно воздействуют на нервную систему, поэтому хорошо применять их для ингаляции, окуривать помещение, добавлять в воду для ванн.
  2. Смолистые вещества помогают заживлению ран, регенерации кожи.
  3. Противовоспалительные препараты, включающие целебное вещество применяются при лечении болезней желудка, некоторых видов опухолей.

Эфирное масло ладана в парфюмерии и косметологии

Способность аромата олибанум сочетаться с другими ароматами, не перебивая, а лишь добавляя собственные нотки, нашла применение в парфюмерии при составлении ароматов для любителей сладковатых восточных запахов. Особенно ценится такая субстанция как эфирное масло, в которой сконцентрированы все полезные свойства. Масло применяется для традиционной, народной медицины, косметологии и способно:

  • оказывать седативное (успокаивающее) действие;
  • заживлять раны, восстанавливать кожу, рассасывать шрамы и рубцы;
  • поддерживать нормальный гормональный фон женщины, сохранять репродуктивную функцию;
  • улучшать пищеварение, ускорять метаболизм;
  • тонизировать организм.

В гомеопатии и аюрверде

Адепты Аюрведы использовали ценные свойства произрастающего в горных районах Индии дерева Босвелия. Смола дерева признавалась болеутоляющим, противовоспалительным, ранозаживляющим средством. Помогала при лечении болезней сосудов, женских болезней, восстановлении хрящевой ткани. Индийские врачи используют ладановый экстракт для лечения позвоночника, конечностей, суставов. Гомеопатией практиковалось изготовление эликсиров, пластырей с добавлением ладана, помогавших вылечивать гнойные заболевания, останавливать кровотечения, сохранять зубы и волосы.

Применение в народной медицине

Рецепты, сохранившиеся еще со времен египетских фараонов и Авиценны по методам лечения ладаном, помогают и сейчас. Народные целители изготавливают мази, растирания для борьбы с ревматизмом, артритами, другими воспалениями суставов. Вдыхание ароматов помогает укреплять нервную систему, улучшать память, снижать тревожность, укреплять иммунитет. Спиртовые настойки способны бороться с простудными заболеваниями, бронхитом, кашлем, повышенной температурой не хуже антибиотиков, при этом не имеют никаких побочных эффектов, а потому их можно применять для лечения детей.

Борьба с курением

Наряду с борьбой за чистоту помыслов, остроту памяти, здоровое тело ладан способен помогать борьбе с такими пагубными привычками, как курение. Статистически доказано, что среди верующих, посещающих богослужения людей курящих меньше, это объясняется регулярным вдыханием благовоний. Такая ароматерапия снижает тяну к никотину, защищает от привыкания к табаку.

Для тех, кто не посещает храмы, есть другой способ победить дурную привычку. Это делается при помощи настойки. Рецепт ее приготовления не сложен: смешиваются 230 мл спирта и 10 чайных ложек толченой натуральной смолы. Смесь выдерживается в темном месте несколько дней, после чего настойка готова к употреблению. Принимают настойку утром, растворив 20-30 капель в 100 мл чистой воды. Усилить лечение поможет полоскание полости рта и горла раствором 1-2 чайных ложек настойки в 50 мл воды.

Ладан церковный – применение

Курение благовоний присутствовало во многих верованиях, большое значение оно имеет и для христианской веры. Каждение имело религиозные задачи, когда вместе с дымом и ароматом к небу уносились молитвы, благодарность, надежды, просьбы мирян. Кроме этого использовались антисептические, бактерицидные способности ароматических курительных смол предотвращать возникновения инфекций, очищать, освежать воздух, при скоплении большого количества людей.

Что такое каждение

Каждение, или курение фимиама во время богослужений, направлено на очищение помыслов верующих, настрой их на обращение к богу. Существует молитва, благославляющая кадило, молитвой священник просит ниспослать на молящихся божественную благодать. Дым благовоний помогает унести благодарность молящихся, их просьбы к богу. Тепло и свет огня символизирует самого бога, согревающего и освещающего.

Виды

Благовония для храмов производятся в монастырях. Все сорта благовоний, включая «Кипарис», изготовленный монастырями Афона, иерусалимские благовония в гранулах можно купить в православных магазинах Москвы. Церковные благовония по своему составу, чистоте используемого сырья, количеству и качеству добавок подразделяется на три сорта:

  • Архиерейский (Царский) – используется при торжественных праздничных и архиерейских богослужениях, дорогой по цене и богатый по содержанию;
  • Алтарный – для регулярного каждения в храмах;
  • Келейный – используется в кельях монахов, за что и получил свое название, может применяться для каждения во время постов.

Можно ли использовать дома

Способность олибанума при окуривании очищать пространство от болезнетворных бактерий и плохой энергии можно применять и дома, что успешно делали славяне еще с Древней Руси. Религия не запрещает сжигание ароматических благовоний дома, не ограничивает частоту таких процедур. Желательно при таких домашних каждениях выполнять правила, определенные религиозными канонами.

Как зажечь ладан в домашних условиях

Пользоваться ладаном в домашних условиях проще со специальными кадильницами, их еще называют кацеи или кации. Кацеи по размерам меньше церковных кадил, ручка у них расположена сбоку. Для разжигания ладана проще применять древесный уголь, поджечь небольшой кусочек и поместить в кацею. Стоит использовать сорт угля, способного гореть без дыма, чтобы не перебивать аромат.

Как окурить квартиру

Очищение домов окуриванием признано церковью и практикуется на протяжении веков. Для проведения такого обряда приглашается священник, который со специальными молитвами окуривает помещения благовониями. Когда нет возможности пригласить священника, допускается окурить квартиру ладаном самостоятельно, соблюдая следующие правила:

  1. Перед окуриванием надо позаботиться, чтобы в помещении обеспечивалось хорошее проветривание, форточки или окна были открыты на протяжении всего каждения.
  2. Каждение начинается с обвода кадильницей периметра входной двери по часовой стрелке, затем входную дверь осеняют тройным крестом.
  3. Помещения дома окуривают по часовой стрелке, уделяя особое внимание углам.
  4. Во время окуривания читается молитва «Отче наш».

Видео

Смола ливанского кедра, кроме приятного благоухания, обладает многими полезными характеристиками.

Откуда берется ладан, что это такое и для чего используется – люди давно нашли ответы на эти вопросы. Ведь смолистое вещество неотделимо от религиозных ритуалов большей части культур, хотя нашло широкое применение не только для церковных нужд.

Чтобы дать характеристику этому натуральному продукту и понять, что такое ладан, следует познакомиться с источником возникновения.

Жаркий сухой климат пустынной Аравии оказался наиболее подходящим для такого дерева, как Boswellia. Также его называют ливанский кедр.

Место произрастания – территории со специфическими условиями Аравийского полуострова. Также встречается на землях Восточной Африки.

Подобную смолу дает другое дерево, произрастающее в Китае, Индии и Вьетнаме – красная груша (Protium serratum). Растение активно используют при создании благовоний из-за аромата, который практически идентичен рассматриваемому веществу.

Обратите внимание! Натуральный олибан – это редкая вещь. Для массовой торговли часто используют подделки или заменители, для чего к обычной смоле добавляют красители и ароматизаторы.

Смолистую субстанцию получали с дерева и ценили очень дорого. Количество кедров сильно сократилось, поэтому они были отнесены к исчезающему виду. В Средние Века европейцы близко познакомились с ароматным веществом, привезенным с Востока. На латыни назвали олибанум (олибан) и стали активно использовать в религиозных обрядах.

Откуда получают ладан

Французы настоятельно выясняли у арабов, из чего делают ладан. В Европе сразу оценили заморскую диковинку и хотели выращивать деревья в массовом порядке.

При всем желании это было невозможно в те времена, так же, как и сейчас. Вещество выделяет только ливанский кедр. Арабы-кочевники заметили, что если сделать на этом дереве разрез, то начинает проступать олибан.

Смола отличалась сильным ароматом, а спустя время застывала в виде небольших кусочков. Их цвет был светлым – розовый, желтый, иногда с белым оттенком.

Когда подсушенную смолу растирают, она легко превращается в порошок. Потом поджигают, как, например, церковный ладан, применение которого создает то самое благоухание.

Свойства

По химическому составу ароматный олибан состоит из разных элементов. В нем есть босвеллиевая кислота, названная так по разновидности дерева. Имеется вещество олибанорезен, камедь, цимен, терпена.

Все составляющие летучие, при этом в жидкости смола растворяется не полностью. Ладан как вещество становится мягче под воздействием температуры. Чем она выше, тем скорее наступает возгорание.

Дым от олибана выделяет собственные соединения, которые влияют на психоэмоциональное состояние человека настолько, что способны ввести в транс или эйфорию.

Для большинства людей олибан не только не вреден, но даже полезен. Летучие вещества в дыме стимулируют иммунную систему, обеззараживают воздух, благотворно влияют на нервную деятельность. Применение ладана помогает избавиться от бессонницы, беспокойства, нервозности.

Запах

Аромат у ладана узнаваемый и сладкий, немного приторный. К сожалению, фото неспособно передать этот запах, в котором есть пряные, терпкие нотки.

Смолистое вещество сочетается с другими ароматами и эфирными маслами, например:

  • сосна,
  • нероли,
  • роза,
  • лаванда,
  • эвкалипт,
  • апельсин,
  • мирра,
  • сандал.

Также как часть парфюмерной композиции усиливает все оттенки ароматов, которые относятся к цветочным. Олибанум часто выступает закрепителем духов. Сама по себе смола сильно не пахнет, но из-за постепенного и равномерного испарения ее используют в парфюмерии.

Этот аромат играет большую роль для религиозных людей. Они верят, что то, как пахнет ладан, помогает духу настроиться на божественный лад. Кроме того, способствует очищению от негативного, суетного, расслабляет и дает необходимую концентрацию при молитве.

Подобный настрой можно объяснить субъективными ощущениями, поэтому многие люди сомневаются, можно ли этому верить. Иногда запах смолы оказывает доказанное благотворное воздействие.

Сферы применения

С какой целью используют ладан, что это такое и какой эффект дает смола – сразу разобраться в этом непросто. Можно выделить несколько направлений, в которых вещество находит применение.

Религиозные цели

Ароматный олибанум нашел применение среди разных культов и стран. Считается, что дым во время богослужений помогает направить молитвы верующих к небу, Богу.

Люди восхваляют Создателя и в благодарность зажигают не только свечи, но и олибанум.

Ритуальное использование смолы обязательно в христианстве. Священнослужители расскажут подробнее, что несет в себе ладан и как используется.

Широко распространено вещество в буддизме, исламе. В языческих верованиях принято окуривать дымом помещение, чтобы убрать оттуда вредящих человеку существ.

Лечебное воздействие

Врачи древности считали, что олибаном можно вылечить бесноватых, изгонять из тела нечистых духов. По тогдашним представлениям именно духи становились причиной болезней.

Индийская медицина до сих пор эффективно лечит воспалительные процессы, такие как артрит, с помощью смолы, добавляют как часть снадобий при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Также вещество входит в состав некоторых препаратов с антиопухолевым действием.

В физическом плане олибан успокаивает нервную систему, вследствие чего человеку легче заснуть, а сон становится крепким. Вдыхание дыма положительно влияет на дыхательную систему.

Косметический эффект

Эфирное масло, которое получают из вещества, ценилось как средство для продления молодости и красоты. Его втирали в кожу, добавляли в настойки, мази, крема, ванны, ароматические композиции и духи.

Регулярное использование помогает регенерировать кожные покровы.

Дамы, которые используют этот продукт, отмечают, что он может убирать рубцы, угревую сыпь. Олибан в виде порошка или эфирного масла способствует заживлению ран, разглаживает мелкие морщины. Его часто добавляют в увлажняющие кремы для лица.

Использование в церкви

Редкое ритуальное действие обходится без каждения. Священнослужители обращаются к ароматной смоле как по церковным праздникам, так и в обычные дни.

Ладан церковный предназначается для того, чтобы:

  1. Вознести молитву в храме.
  2. Усилить молитвенное обращение дома.
  3. Очистить место от негативной энергии или освятить его.
  4. Настроить мысли на возвышенный, торжественный лад.
  5. Читать молитвы за усопших.
  6. Проводить поминальные обряды.

Смола, которую применяют в храмах, может быть только натуральной. Часто ее делают монахи по особым рецептам, наговаривая в процессе молитвы, освящая. Сначала олибанум растирают до порошка, добавляют к нему немного воды, эфирных масел. Затем повторно высушивают и получают готовое вещество для церковных нужд.

Существует несколько разновидностей смолы, которые отличаются между собой по насыщенности аромата и внешнему виду.

Самый ценный олибан (царский) воскуривают несколько раз в год во время значительных праздников. Также его используют, когда проходит архиерейская служба. Он в обязательном порядке есть в каждом храме.

Возьмите на заметку! Желательно не тушить олибан, а дать прогореть и самостоятельно потухнуть. Церковный канон разрешает тушить смолу освященной водой. Но делают это в крайних случаях.

В обычные дни на алтаре зажигают алтарный ладан, рекомендованный священнослужителями для применения дома. В праздники им воскуривают весь храм. Миряне приобретают его в церковных лавках. Если идет пост, используют келейный олибан. Его разрешено воскуривать монахам. Он больше предназначен для использования внутри церковной среды.

Употребление в пищу

Учитывая полезные свойства этого натурального продукта, некоторые прихожане задаются вопросом, можно ли употреблять его в пищу. Для организма это пользы не принесет.

Арабское население использует смолу как натуральную замену зубной пасте, ведь бактерицидные свойства вещества помогают убивать микробы. Но у арабов есть доступ к натуральному олибану, без добавок и красителей.

Олибан, который поступает в продажу, по большей части ненатуральный. В нем много искусственных добавок вроде талька. Его смешивают с красителями, часто изготовляют в кустарных условиях.

Единственное достоинство такого олибана – запах. Этот ладан можно нюхать, вдыхать дым.

К употреблению в пищу категорически не подходит. Его нельзя ни есть, ни пить ни в каком виде.

Подробно описав, что это такое – ладан, фото ниже помогут представить его наглядно.

Конкретный вид может отличаться по форме, запаху и цвету. Но большинство сортов олибана выглядят именно так.

Полезное видео

Подведем итоги

Целебные свойства ладана сочетаются с его важным местом для ритуальных обрядов. Олибан умиротворяет, гармонизирует человека на физическом и духовном уровне. А его аромат по праву считается божественным не только из-за насыщенности, но вследствие связи с горним миром.