Реклама и ценностные ориентация общества. Реклама и ценностные ориентации общества

Реклама – социальный институт рыночного общества, в котором закрепляются новые формы сознания и поведения людей. В этом качестве она выступает мощным механизмом производства общественных норм и ценностей, является «посредником», реорганизующим поведенческие установки широких слоев общества, и не только в сфере потребления товаров и услуг. Научные споры о рекламной стратегии упираются в проблему «формирует ли реклама общественные ценности или просто является их зеркалом».

Очевидно, что ценностной контекст рекламных продуктов и трактовка рекламы как важного механизма социализации являются предметом остросюжетных научных разработок. Актуальность исследования проблем репрезентации ценностных ориентаций в рекламной продукции, в особенности наиболее массовой – телевизионной рекламе, не вызывает сомнения. Эта область исследования по своей природе междисциплинарна. Она представляет собой фокус, где пересекаются познавательные интересы социальных психологов, философов, культурологов. Взаимосвязь рекламы и ценностных ориентаций стала предметом анализа многих зарубежных специалистов, в первую очередь маркетологов. Этому аспекту посвящены работы известных зарубежных специалистов в области изучения рынка и поведения потребителей (Ф. Котлера, Дж. Эванса и Б. Бермана, П. Друккера, А. Хайема, Р. Морриса, А. Дейяна и др.), а также психологии восприятия рекламы (Ч. Сэндидж, В. Фрайбургера, К. Ротцтола, А. Маслоу, Д. Шварца и др.). В современной психологической и социологической литературе проблема ценностных ориентаций личности рассматривается в исследованиях теоретического и прикладного характера (Н.И. Лапин, Н.М. Лебедева, В.А. Ядов и др.). Вместе с тем, тематика взаимовлияния и взаимопроникновения рекламы и ценностных ориентаций малоизученна и представлена в основном статейным материалом. В особом ряду стоит первый в России фундаментальный труд по психологии рекламы А. Лебедева-Любимова. Автором проводились многочисленные исследования по совершенствованию рекламной деятельности для отечественных и иностранных компаний.



Ценности это - сложный и изменчивый социальный феномен, требующий постоянной исследовательской диагностики. Многие проблемы, связанные с изучением ценностного пласта рекламы, не получили ещё достаточного освещения в научной литературе. Публикации о ценностных представлениях в рекламе носят отрывочный, не обобщенный характер, отражающий, по-видимому, недостаточную теоретическую разработанность проблемы, а также слабую практику проведения эмпирических исследований. Теоретический взгляд и прикладной момент составят структуру данной работы. Интерес авторов сконцентрируется на изучении тенденций репрезентации ценностей российского общества в телевизионной рекламе.

Исследователи разнообразной научной тематики - социальных кризисов и адаптации людей к трансформационным условиям жизни в обществе, мотивационной структуры личности, влияния рекламы и ее эффективности отмечают основополагающее значение категории «ценность» для понимания этих сложных явлений и процессов. Существует множество определений термина, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих понятие до одного из элементов формирования мотивации. Анализ научных публикаций выявляет значительные расхождения в трактовке понятий «ценности», «ценностные ориентации», «ценностные представления».

Наиболее продуктивным нам кажется подход Д.А. Леонтьева (Леонтьев Дмитрий Алексеевич (28 июля 1960, Москва) - российский психолог, доктор психологических наук, профессор факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова), который построил общее пространство разных определений и увидел за взглядами философов, социологов, психологов частные проекции сложного многомерного объекта. Им было сформулировано представление о трех формах существования ценностей, переходящих одна в другую:

1. Общественные идеалы, которые вырабатываются массовым сознанием и являются обобщенными представлениями о совершенстве в различных сферах жизни;

2. Предметное воплощение этих идеалов в деятельности или произведениях конкретных людей;

3. Мотивационные структуры личности (модели «должного»), побуждающие ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов.

Рекламные телевизионные образы и отражают, и формируют общество, поэтому конструирование эффективной рекламы предполагает учет всех названных актуальных форм ценностей. По мнению А. Лэнгле (Альфрид Лэнгле имеет докторскую степень по медицине и психологии. Разработал самостоятельный вид психотерапии, названный им экзистенциальный анализом. Автор нескольких книг и большого числа статей, посвященных теории и практике экзистенциального анализа(GLE)), «восприятие ценности» понимается как «переживание, чувствование ценности, прикосновение к ней». Ценности способны глубоко внутренне затрагивать человека, а, следовательно, рекламодатели заинтересованы в их тщательном изучении, осмыслении и использовании.

Выделим в этой связи ряд наиболее важных теоретических положений, указывающих на сложность системы «рекламирование - общественные и индивидуальные ценностные представления».

Во-первых, природа ценностей двойственна, с одной стороны они детерминируют процесс познания окружающего мира, с другой осуществляют психическую регуляцию поведения индивида в социуме. Подобный противоречивый характер имеет и восприятие потребителем рекламных смыслов: отбор товаров и услуг осуществляется в соответствии со значимыми ценностями, но и формируются новые стереотипы сознания и поведения.

Во-вторых, методологически непросто объяснить соотношение явлений и свойств сознания. К примеру, переживание ценностей не всегда сопровождается восприятием их как предмета удовлетворения потребностей. Нужда возникает лишь по отношению к объектам, которые признаются человеком значимыми. То есть в соотношении «потребность-ценность» наблюдается высокая степень вариативности между ценностями-стандартами и предметно-воплощенными ценностями. Эту зыбкую грань сложно уловить конструкторам рекламной продукции.

В-третьих, ценности, имеющие прогностическое значение, варьируются в различных культурах. Вопрос о ценностно-мотивационной структуре общества играет существенную роль для успешной рекламной деятельности. Так, ученые из МГУ, РГГУ и Психологического института Российской академии образования в ходе исследования базовых ценностей и поведенческих установок опровергли ряд мифов о современной российской ментальности, обнаружив, что ей не чужды стремление к материальному достатку, западный индивидуализм, реформаторство.

В-четвертых, неразрешенной проблемой психологии личности является характер взаимодействия внутренних диспозиционных факторов с внешними ситуационными. Внутренние индивидуальные переменные изучены уже довольно хорошо, но о ситуационных внешних факторах и их влиянии на личность теоретики и экспериментаторы знают гораздо меньше. Этим и обусловливается сложность измерения эффективности влияния рекламы на потребителя.

Для понимания взаимовлияния рекламы и социума используется положение о «ценностях как механизмах социальных взаимодействий» сформулированное в теории обмена П. Блау. «Соглашение относительно социальных ценностей служит основой для того, чтобы распространить порядок социального урегулирования за пределы непосредственных социальных контактов… Ценностный контекст – это средство, формирующее социальные отношения; общие ценности в широком плане выступают связующими звеньями социальных ассоциаций и взаимодействий».

Для понимания природы ценностей на индивидуальном уровне С. Шварц и В. Билски разработали теоретическую концепцию, в которой ценности рассматриваются как некие (часто неосознаваемые) критерии выбора и оценки человеком своих поступков. Из трех универсальных человеческих потребностей (биологических нужд, согласованного социального поведения, выживания и благосостояния своей группы) выводятся основные типы человеческой мотивации (всего было выделено 10 типов). Они, по мнению авторов, и определяют направленность, как конкретных действий индивида, так и всей его жизненной активности. Каждому типу мотивации соответствует своя ведущая мотивационная цель (МЦ). Например, главная МЦ «гедонизма» - удовольствие, чувственное наслаждение, наслаждение жизнью. Главная МЦ «достижения» - стремление к личностному успеху в рамках разделяемых культурных стандартов и, вследствие этого, получение социального одобрения.МЦ «безопасности» - стабильность и гармония общества, семьи и самого индивида, в основе которой лежит потребность в предсказуемости мира, снижении неопределенности.

Наиболее часто встречаемые в телевизионной рекламе ценности: здоровье, удовольствие, красота, семья, активная деятельная жизнь, удобство, комфортная жизнь (см., рис. 1).

1. Здоровье - 32 %

2. Удовольствие – 30 %

3. Красота – 28 %

4. Семья – 22%

5. Удобство, комфортная жизнь – 22 %

6. Активная деятельная жизнь – 21, 3%

Рис. 1. Иерархия ценностных ориентаций в российской телерекламе 2000-х гг.

· Гедонистическая (удовольствие, удобство, комфортная жизнь) – 52%,

· Самосохранение (здоровье) – 32%

· Эстетическая (красота) –22%

· Гуманистическая (семья) – 22%

· Творческая (активная деятельная жизнь) – 21,3%

По удельному весу на первые места вышли две группы ценностей – гедонистические и ценности самосохранения. Это тревожные тенденции. Если популяризируемыми смысложизненными ориентирами является семья, трудолюбие, творчество, стремление к порядку и стабильности, то развиваются образцы эффективного социального поведения. Если же в обществе получают приоритет гедонистические ценности, возносящие как высшее благо культ наслаждений, то неизбежно распространяются различные формы отклоняющегося поведения, многие из которых балансируют на гране преступного. К сожалению, этому способствует и современная российская телевизионная реклама. Многие ее образцы рассчитаны исключительно на коммерческие цели и усредненный вкус. Что касается ценности «самосохранения», то в этом отражается круг актуальных вопросов жизни России – политика в стране по-прежнему задается доминантой стратегии выживания, что как в зеркале и отражается в общенациональной рекламе.

Положительными тенденциями современного рекламирования являются презентация творческих и гуманистических ценностей. Согласно нашему исследованию, есть основание утверждать, что массовое сознание россиян интенсивно формирует новую модернистскую структуру ценностных ориентаций. И социализирующее влияние рекламы в этом плане может быть очень действенным для утверждения культуры делового успеха и самостоятельности, расчета на собственные, в том числе интеллектуальные силы. Данные ценности равноправия и автономии важны для поддержания демократии, являются базой социальной ответственности.

Каждое общество с помощью средств массовой информации строит собственные мифы, которые задают структуру коммуникативного пространства. Поэтому так важно контролировать и регламентировать процессы создания рекламных образцов и их языка, что стало характерно сегодня для любого цивилизованного общества.Виды ценностных аргументаций в рекламе

Актуальность исследования аргументации обусловлена тем, что научное познание и общественная практика всегда были связаны с процедурами доказательства истинности и опровержения заблуждений. Противопоставление истинного и ложного, корректного и непоследовательного, конкретного и абстрактного знания служит объективной основой аргументации.

Аргументация является компонентом общественно-политической жизни. Она выражается в выборе социально-политических идеологий, мировоззрений, характеризуя степень обоснованности программ, идей.

Аргументация – это определенная человеческая деятельность, протекающая в конкретном социальном конспекте и имеющая своей конечной целью не знание само по себе, а убеждение в приемлемости каких-то положений. В числе последних могут быть не только описания реальности, но и оценки, нормы, советы, декларации, клятвы, обещания и т.п. 3

Итак, "аргументация [лат. argumentatio] - приведение доводов, аргумен- тов; совокупность аргументов в пользу чего-либо" А.А.Ивин (Александр Архипович Ивин - доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии Российской академии наук. Официальный представитель в России Европейской ассоциации аналитической философии (1991--1996) и Международного союза теории аргументации) даёт нам немного другое определение аргументации: "Аргументация - это приведение доводов с целью изменения позиций или убеждений другой стороны». Довод предназначается для поддержки тезиса аргументации - утверждения, которое аргументирующая сторона находит нужным внушить аудитории, сделать составной частью её убеждений.

Для аргументации характерны следующие черты:

·
аргументация всегда выражена в языке, имеет форму произнесенных или написанных утверждений;

·
аргументация является целенаправленной деятельностью: она имеет своей задачей усиление или ослабление чьих-то убеждений;

·
аргументация – это социальная деятельность, поскольку она направлена на другого человека или других людей, предполагает диалог и активную реакцию другой стороны на приводимые доводы;

·
аргументация предполагает разумность тех, кто ее воспринимает, их способность рационально взвешивать аргументы, принимать их или оспаривать.

Но кроме вербальных аргументов, аргументация связана и с невербальными доводами, т.к. она может выражаться в действии и в размышлении. Аргументация представляет собой определённую форму деятельности (речевую и неречевую), где действуют законы целесообразной деятельности, тактики поведения.

С другой стороны, в основании аргументации лежит искусство убеждать и манипулировать людьми. И здесь уместно понимание аргументации как коммуникативного процесса, который исследует несколько областей. Во-первых, это управление и руководство общением. Во-вторых, характеристики аргументации - рациональность, дискурсивность. В-третьих, прагматические характеристики, связанные с организацией общения, его управлением.

Убеждение касается высказывания и представляет собой веру в то, что данное высказывание должно быть принято в силу имеющихся оснований. Конечной задачей аргументации является убедить аудиторию в справедливости предлагаемого ей положения, склонить к его принятию и к действию, предполагаемому этим положением. А задача теории аргументации - исследовать и систематизировать те способы рассуждения, с помощью которых можно попытаться убедить человека или группу людей в необходимости принятия каких-либо утверждений.

Структурно-содержательные части - композиционные блоки рекламных текстов - неоднократно становились предметом исследований различных ученых, большинство из которых придерживались клас­сической схемы, характерной для всех типов текстов, т,е. выделяли такие композиционные блоки, как заголовок, вступление (зачин, экспозиция), основная часть и концовка (заключение). Такую точку зрения разделяют Н.Н.Кохтев, И.А. Гольман и Н.С. Добробабенко, Е.А. Долуденко, Д.Э.Розенталь. При этом признается некоторая условность данной схемы, в связи с тем, что "ее отдельные части могут быть взаимозаменяемыми или отсутствовать вовсе".

Естественно, каждый структурный элемент не существует сам по себе и сам для себя: он включен в общую систему, которая действует для выполнения единой цели. В зависимости от замысла автора, выбора средства распространения и других факторов, элементы рекламного текста могут варьироваться, изыматься или заменяться, чем объясняется широкое распространение блочной системы построения рекламного текста.

Принципиальная возможность варьирования элементов рекламного текста свидетельствует об открытом, динамическом, развивающемся характере рекламного текста.

Открытость рекламного текста не противоречит категории цель­ности, поскольку даже в сокращенном варианте любого текста обяза­тельно присутствуют наиболее значимые структурные элементы: фор­мальные показатели начала и конца, знаки идентификации, самые необходимые содержательные компоненты.

Схема взаимодействия композиционных составляющих рекламного текста

Рассмотрим представленность аргументации в основных структурных компонентах рекламного текста.

Кода. Прагматическая направленность рекламного текста проявляется через актуализацию тех элементов структуры, которые оказывают наибольшее влияние на адресата, активизируют интеллектуальные и эмоциональные реакции, вызывают необходимые ответные действия.

Основным структурным компонентом, выражающим прагма­тическую направленность рекламного текста, является кода (ит. coda букв, хвост - заключение, последняя, завершающая часть чего-л.). В практике рекламы кодой называется та часть рекламного текста, которая приводит потребителя к заключительному выводу о необходимости воспользоваться товаром / услугой

Когда побуждает покупателя к немедленному действию: покупке, запросу более подробной информации и т.д.. Обычно она состоит из двух частей. Первая – это фаза, призывающая совершить покупку. Вторая часть облегчает человеку задачу приобретения. Она сообщает, как именно можно сделать покупку.

«Сделайте себе новогодний подарок - купите этот дом прямо сейчас!»

В коде читателю следует объяснить и почему ему необ­ходимо купить рекламируемый товар, и то, каким образом это сделать (лично, по почте, по телефону, через предвари­тельный заказ, наличными и/или безналичными и т. д.)

Соответственно, в зависимости от ситуации в рекламе нужно представить номер телефона и/или полный адрес, точное время работы продавца, а также и другие необхо­димые для осуществления покупки или заказа реквизиты, элементы (например, фирменный бланк заказа).

Итак, кода - это специфический элемент структуры рекламного текста, служащий для выражения прагматической направленности ре­кламы как вида человеческой деятельности по удовлетворению разного рода потребностей.

Слоган. Другим элементом структуры рекламного текста, выражающим прагматическую направленность, является слоган (англ. slogan - лозунг, призыв, девиз, рекламная формула). В современном понимании слоган -это часто повторяющаяся, короткая, запоминающаяся фраза, которая должна кратко и привлекательно отразить уникальное торговое предло­жение. Замечено, что слоганы читают в 4-5 раз больше людей, чем сами рекламные тексты. "Удачный слоган - очень сильно действующее рекламное средство: его легче запомнить, потому что он воздействует не только на зрение, как знак, не только на слух и эмоции, как, скажем, название или цвет, но и на разум".

Слоган должен идентифицировать фирму, способствовать узнаваемости товара, он призван выразить основную концепцию рекламной кампании в виде оригинального, легко запоминающегося девиза. Так, тему рекламной кампании Чекового инвестиционного фонда "Москов­ская недвижимость" можно сформулировать следующим образом: "Где бы Вы ни жили, Московская недвижимость обеспечит Вам постоянный и стабильный доход". Это утверждение удачно подтверждает слоган: "Московская недвижимость всегда в цене" (АиФ, 19, 2005).

Рекламный девиз повторяется во всех объявлениях, независимо от способа распространения, поэтому слоган является константой всей рекламной кампании, своеобразной постоянной характерной чертой, которая наряду с товарным знаком служит как различитель, определяя лицо фирмы, идентифицируя ее.

1) Реклама конкретного товара. Задача слогана этого типа - кратко, емко, наглядно и привлекательно отразить суть уникального торгового предложения. Название товара может входить в состав слогана, а может и отсутствовать, например: «Ариель - не просто чисто, а безупречно чисто» (Здоровье №2, 2005); Часы "Восток-капитал"- время третьего тысячелетия (АиФ, 29, 2005); Черничный морс за 3 секунды (АиФ, 28, 2004); Настоящее природное совершенство под Вашими йогами (АиФ, 20, 2003).

2) Реклама марки товара. Задача в данном случае - это долговре­менное выделение марочного товара. Так, предметы бытовой техники на российском рынке реализует несколько фирм, поэтому каждая из них стремится повысить узнаваемость своей марки, используя в этих целях слоган, сопровождающий название фирмы во всех видах рекламы, напри­мер: INDES1T Прослужит долго, (АиФ, 43, 2003); ROWENTA Радость в Вашем доме. (АиФ, 24, 2004); SIEMENS Мы нужны каждой семье, (АиФ, 24, 2004).

3) Реклама образа фирмы, предприятия, банка. Задача - отразить принципиальную концепцию деятельности фирмы, ее социальное кредо, одну из отличительных черт ее деятельности, например: Аэрофлот. Един­ственное имя, которое было у всех на устах на протяжении полувека (АиФ, 33, 2003); Оргбанк. 8-й год стабильной работы (АиФ, 3, 2004); Вклад "Инком-Капитал" - достоинства, собранные воедино (АиФ, 28, 2003); Объединение "Стройкомплект": 5 лет на российском рынке (АиФ,28,2004).

Для усиления воздействующей силы слогана рекламисты исполь­зуют различные тропы - обороты речи, в которых слово или выражение употреблены в переносном, иносказательном значении. Вот некоторые из них:

1) Эпитет: INTEL Твердое ощущение надежности. (АиФ, 48, 2004); STIMOROL Неповторимый сверхустойчивый вкус. (АиФ, 30, 2004).

2.
Метафора: VELUX Мир света и пространства. (АиФ, 35, 2003);
Универсам Петровский - море продуктов к Новому году. (Ва-Банкъ, 51,
2003).

3.
Гипербола: EVROTEK Вся сантехника мира. (АиФ, 34, 2004);
Только SONY владеет секретом совершенного видео. (АиФ, 48, 2005).

4.
Литота: Автомобиль ВОЛГА. Купить дешевле чем угнать!; Дешевле чая - только вода. (Ва-Банкъ, 23, 2004).

Д) Олицетворение: Доминант Ваш лоцман в океане посуды! (Ва-Банкъ, 50, 2004); STINOL Известное семейство холодильников и морозильников. Продукты выбирают STINOL. (АиФ, 13, 2005).

Рекламная фраза - слоган - должна быть четкой, краткой, звучной ("Нередко полезными оказываются ритмические построения и аллитерации" 18), динамичной, правильной с точки зрения фонетики, т.е. без неблагозвучных и трудных для произношения звукосочетаний. По этим признакам больше всего подходят рифмованные фразы, например; Обои RACH - лучший выбор Ваш; Обувь наша - прибыль Ваша! (Ва-Банкъ, 34, 2004); Этот сладкий Новый год! Вот! (МК, 4, 2005).

привлечь внимание к объявлению;

сообщить минимальную информацию;

заинтересовать читателя и побудить его прочитать весь текст объявления;

помочь понять выгодность, пользу, приемлемость предложения.

Заголовки могут информировать о новостях, вызы­вать любопытство, убеждать, обещать, одним словом, сообщать читателю нечто важное. В этом их главная особенность. Нередко используется интригующий заголовок.

Интригующие заголовки составлены так, что вызы­вают любопытство у читателя. Однако, они могут привлечь внимание не целевой ау­дитории, а просто любопытных людей.

Наиболее эффективным рекламным подходом является прямое обращение к по­требностям человека. Это может быть апелляция к по­требности в любви, потребности в уважении, потребности в самореализации, физиологическим потребностям, по­требности в самосохранении. Как правило, лучшие заго­ловки подчеркивают низкую стоимость товара, его высокое качество, другие важные покупательские выгоды.

Основной текст является логическим продолжением заголовка и подзаголовка. Его функция - превратить внимание читателя в реальный интерес к тому, что пред­ставлено в рекламе, мотивировать покупателя совершить действие.

Для этого необходимо не только указать человеку на его потребности, но и убедительно показать пути их удовлетворения. Для этого в тексте должно содержать­ся достаточное количество аргументированной инфор­мации о товаре или услуге. Саму ее необходимо изло­жить логично, удобочитаемо.

Реклама, распространяемая на территории всей стра­ны, очень редко акцентируется на цене, на чистой функ­циональности. Чаще использует мотивы психологическо­го порядка. Подчеркивает комфорт, престижность и т. д. В рациональной рекламе на передний план выходит точная потребительская информация. Текст такой рек­ламы отвечает на основные вопросы: «Что, кто, когда, где, как и почему? »:

когда - время, в течение которого можно приобрести товар;

где - место (точный подробный адрес продажи то­вара);

как - условия приобретения товара; почему - выгоды, получаемые покупателями товара. Чем больше подробностей в рациональной рекламе, тем лучше. Исследования утверждают, что тексты, перечисляющие десять характеристик, более чем на 40% эф­фективнее текстов, перечисляющих только четыре ха­рактеристики.

Человек любит подробности. Поэтому ничего не нуж­но умалчивать, как само собой разумеющееся. Лишней не будет ни одна деталь, работающая на создание образа продаваемого товара.

Для эффективного создания образа товара в сознании потребителя всегда стоит показать покупку в действии, рассказать, как ею пользоваться, что и каким образом она делает для человека.

Полезные качества товара полностью могут быть понятны только специалистам и самому разработчику рекламы. Потребитель может о многом не догадываться.

Поэтому не стоит стесняться утверждать очевидное.

В тексте необходимо аргументировать все утвержде­ния таким образом, чтобы в голове потребителя не оста­валось вопросов, сомнений в верности принятия реше­ния о покупке товара. Для этого лучше всего использо­вать простые факты, убедительные, неопровержимые аргументы. Следует отказаться от расплывчатых, не­конкретных формулировок, от бездоказательных, голо­словных заявлений, утверждений, таких как «вы буде­те иметь то, о чем мечтали» или «лучшее, что вы може­те купить».

Все факты в тексте должны быть подтверждены. Если говорится: «Это хороший товар», то обязательно объясня­ется « потому, что...». Ведь люди постоянно встречают мас­су сногсшибательных заявлений, но доверяют только не­многим, тем, что имеют убедительные доказательства. На­иболее подходящими будут аргументы, основывающиеся на общечеловеческих потребностях, убеждающие кон­кретного человека в том, что предлагаемое решение:

успешно опробовано на других потребителях;

помогает сэкономить время;

не несет никакого риска;

является современным, общепринятым подходом;

увеличивает доходы;

помогает избежать проблем и т. д.

Все аргументы в тексте должны быть бесспорными, однозначными. Чем меньше человек самостоятельно ду­мает по ходу чтения текста, тем быстрее и вернее следует он рекламным целям.

Чем сложнее товар, тем полнее, убедительнее должна быть аргументация. Ведь недорогие повседневные про­дукты человек обычно покупает без особых раздумий, в том числе на основе «пробы». Но перед приобретением дорогих товаров длительного пользования покупатель долго раздумывает, он не может себе позволить каждую неделю пробовать новый автомобиль, стиральную маши­ну и т. д.

Таким образом текст представляет собой перечень выгод, характе­ристик, аргументов, доказательств. Наиболее логичным порядком изложения информации будет тот, который более всего близок к последовательности исследования товара покупателем. То есть: сначала - основная выгода и связанные с нею аргументы и факты, затем - второсте­пенные характеристики. Это похоже на перевернутую пи­рамиду: самая важная информация расположена вверху, менее значительные и интересные факты - снизу. Все ха­рактеристики приводятся по мере убывания важности.

Основные требования, которым должен соответство­вать рекламный текст, сводятся к следующему:

Конкретный мотив, аргумент, т. е. то, что может заин­тересовать потребителя, должны быть основой любой рекламы.

Текст должен быть свободен от слов, не несущих полезной смысловой нагрузки и затрудняющих, следо­вательно, восприятие.

Употребление каждого слова в тексте должно быть обосновано. Необходимо подбирать только действитель­но подходящие, энергичные, емкие слова. Большую роль в читаемости текста играет использование абстрактных, конкретных, родных и иностранных слов, а также часто­та их применения и длина.

С помощью абстрактных слов очень легко описать лю­бой товар - «красивый», «хороший», «чудесный» и т. д. Однако, во-первых, так поступают очень многие рекла­модатели и, соответственно, большинство абстрактных слов затерлись, стали шаблонными. А во-вторых, эти слова не обеспечивают четкости оценок: понятия «красиво», «чудесно» и т. д. для каждого человека весьма субъективны.

Конкретные слова обозначают предметы или явления реального мира, которые можно «ощутить» с помощью органов чувств: слуха, зрения, осязания, вкуса и обоня­ния. Такие слова легко «оживают» в сознании человека. Они предстают в виде конкретного образа, вызывающего определенные эмоции. И чем конкретнее употребляемое слово, тем большую эмоциональную реакцию вызовет оно у человека.

Прилагательные и наречия следует использовать экономно. Основной упор стоит делать опять же на гла­голы. Они лучше других частей речи создают образ, «картинку» в воображении читателя. Глаголы хорошо вовлекают, побуждают. Ведь они обозначают действие, обладают динамикой, движением, конкретностью.

Как правило, читаемость и динамичность текста прямо пропорциональны количеству употребленных глаголов.

При использовании глаголов лучше показывать, а не рассказывать. Например: «Кухонный комбайн мгновен­но режет, крошит, шинкует...» лучше, чем «Кухонный комбайн предназначен для измельчения...»

Кроме того, он должен быть интересным, зани­мательным, остроумным. Несомненно, привле­кут внимание такие тексты:

С помощью машины... Вы можете стирать сложа руки.

Портной снимает мерку и, откладывая в сторону клеенчатый метр, говорит: «Зайдите на примерку через две недельки». Вы оза­дачены. Хочется встретить праздник весны в новом костюме. Как же быть? (далее в этом объявлении приводятся адреса магазинов, где можно купить готовый костюм, где опытные мастера бесплатно подгонят костюм по фигуре).

Итак, исследование представленности аргументации в основных структурных блоках рекламного текста дает возможность сделать следующие выводы: Кода и слоган - это специфические составляющие реклам­ного текста, выражающие его прагматическую направленность, т.е. выполняющие особые задачи в структуре реклам разных типов. Так, кода побуждает потребителя совершать действия, выгодные рекламодателю, будь то использование товара или услуги, либо изменение взглядов it мнений. Слоган нацелен на разрешение совершенно иных задач, Он призван способствовать узнаваемости товара, фирмы, марки и тем самым опосредованно увеличивать уровень продаж, спрос на тот или иной вид услуг.

Языковым выражением прямой коды является побудительное предложение. Косвенная кода выражается при помощи утвердительных предложении.

Слоган должен быть кратким, звучным, запоминающимся, поэтому в роли слогана нередко выступают рифмованные фразы, а также часто используются выразительные обороты.

Логически выдержанный рекламный текст содержит четкий, ясный тезис - основную мысль, которая остает­ся неизменной в ходе доказательства. Роль тезиса мо­жет играть заголовок или рекламный зачин. Тогда текст, представляет собой развернутую аргументацию, приводимую для обоснования выраженной в них мысли.

Первое предложение часто продолжает идею заго­ловка или рекламного зачина, разъясняет ее. Основной текст описывает товар или услуги, подчеркивая их спе­цифические детали, а также качества и выгоды для по­требителя.

Аргументы всегда должны быть истинными, иначе тезис останется недоказанным. Чтобы убедить читателя в достоинствах пропагандируемого предмета, надо при­вести веские аргументы.

К веским аргументам относятся не только очевидные факты и положения, но и данные науки, документаль­ные сведения, мнения авторитетных людей и т. д.

Анализ рекламных текстов в соответствии с аргументами желательности, исключительности и привлекательности показал, что именно в слогане расположен аргумент привлекательности, т.е. наиболее сильный из всех аргументов этой классификации.

Рассмотрев рекламные тексты по классификации аргументов в зависимости от их расположения в рекламе, мы увидели, что в значительной части реклам самый важный аргумент выведен в заголовок. В этом смысле можно сказать, что в них тезис и основной рекламный аргумент совпадают.

После этого в основном рекламном тексте посредством системы второстепенных аргументов доказывает тезис. Слоган обобщает аргументацию из заголовка и из основного рекламного текста. Поэтому аргумент, содержащийся в слогане, можно определить как заключительный и обобщающий.

Говоря об аргументах в "уникальном торговом предложении", мы определили, что "УТП" является сильнейшим доводом в пользу товара и должно выражаться в виде яркой и запоминающейся фразы, которая может располагаться в заголовке, слогане, основном тексте рекламы.

Сделав анализ текстов с рациональными и эмоциональными аргументами, мы выяснили, что эмоциональные аргументы, вынесенные в заголовок или слоган, подтверждаются рациональными аргументами и без их поддержки не выступают. Рациональные аргументы, вынесенные в заголовок или слоган, подчёркивают утилитарность рекламируемых товаров и дополняются минимальным количеством аргументов в ОРТ. Кроме того, существуют рациональные аргументы с эмоциональной окраской.

Рекламная кампания – система взаимосвязанных рекламных мероприятий, охватывающих определенный период времени и предусматривающих комплекс применения рекламных средств для достижения рекламодателем конкретной маркетинговой цели.

Зарубежный и отечественный опыт в области рекламы показывает, что

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Концепт семья в русском языке, понятие витальных ценностей. Приемы и методы современной рекламы, использующей витальные ценности. Образ женщины-матери в рекламе как символ заботливости. Способы создания "сильной" рекламы, использующей семейные ценности.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2010

    Основные виды социальной рекламы: пропаганда определенного образа жизни, законопослушания, патриотическая. Реклама против смертельных заболеваний: СПИДа, анорексии и рака. Реклама против образа жизни, ведущего к смерти: курения, наркомании, алкоголизма.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2015

    Типы и функции рекламы. Определение и типология телерекламы. Преимущества и недостатки телевизионной рекламы. Этапы становления телевизионной рекламы в России. Анализ телевизионных роликов, рекламирующих шоколад. Эффективность телевизионной рекламы.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2015

    Реклама как средство информации, ее психологическое воздействие на общество. Манипулятивный и информационный аспекты рекламы. Методы исследования в социологии. Анализ отношения аудитории к телевизионной рекламе по данным полученным опросным методом.

    реферат , добавлен 11.05.2012

    Характеристика истории телевизионной рекламы. Определение особенностей основных понятий и подходов к семье. Выяснение основных моделей и семейных ролей использующихся в рекламе. Выявление отношения респондентов к образу семьи в телевизионной рекламе.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2017

    Сущность телевизионной рекламы, структура и средства распространения. Правовое содержание понятия "реклама" по законодательству РФ. Методы воздействия телерекламы на поведение человека. Принципы размещения рекламы на телевидении на примере телеканала ТНТ.

    дипломная работа , добавлен 05.09.2012

    Советский Союз - уникальный период существования рекламы. Рассмотрение особенностей рекламной деятельности в период НЭПа, Второй мировой войны и в послевоенные годы. Агитация или социальная реклама. Пропаганда здорового образа жизни, освобождения страны.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2015

    Реклама: понятие и этапы развития. Способы и инструменты воздействия рекламы. Реклама и культура в современном обществе. Отражение общественных ценностей в рекламе. Анализ национальных ценностей и традиций русской культуры в телевизионной рекламе.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2017

Классификация ценностей

Всякая классификация ценностей по типу и уровню неизменно условна в силу того, что в нее вносятся социальные и культурные значения. К тому же трудно вставить ту или другую ценность, имеющую свою многозначность (например, семья), в определенную графу. Тем не менее можно дать следующую условно упорядоченную классификацию ценностей.

В нашей стране эти проблемы пока еще не изучены. Однако если принять во внимание, что дети и подростки являются одними из самых внушаемых социальных групп, то станет очевидным необходимость изучения этой проблемы. Реклама не всегда “сеет разумное, доброе вечное” в умы наших детей.

Когда производитель обращается к подросткам на их языке, стремясь продать лишний шоколадный батончик (“Не тормози - сникерсни”), он не просто говорит на одном языке с аудиторией, он - пропагандирует сленг. Когда реклама объясняет, как правильно нужно носить кепки, чтобы пить пиво, она не только рекламирует товар, она воспитывает, внедряет в подсознание подростка определенный стереотип поведения. Когда производитель жевательных резинок создает “детский “Орбит”, он воспитывает будущих взрослых потребителей своего товара.


Не последнее место в воспитании аудитории занимает и социальная реклама. На Западе социальная реклама делается бесплатно или за очень незначительную плату. В нашей стране этот пласт все еще остается неосвоенным. Первые ролики социальной направленности, которые увидели российские зрители, призывали позвонить родителям или сообщали, что самые красивые девушки живут в Самаре. С тех пор многое изменилось в жизни страны, но социальной рекламы на центральных телеканалах больше не стало.

В последние время на некоторых телеканалах стали транслировать ролики, снятые при содействии Министерства по делам печати и телевидения. В этих роликах затрагиваются практически все социально значимые проблемы современного общества от наркомании до защиты Родины. Однако стоит отметить, что, к сожалению, их крайне редко можно увидеть на центральных каналах, в основном их транслирует канал “Ren-TV”.

Социальная реклама несет важную функцию, воспитательную. Неслучайно, многие американские исследователи сравнивают влияние рекламы вообще и социальной в частности, с такими институтами, как школа и церковь. На западе к социальной рекламе отношение почти благоговейное. Зачастую телекомпании не берут за ее прокат деньги, на международных конкурсах соответствующие клипы неизменно поощряются призами. Такая реклама воспитывает подлинный гуманизм, сострадание к ближнему. Она заставляет общество задуматься о важных для всех из нас вещах.

Количество социальной проблематики в мировом рекламном потоке постоянно увеличивается. Широко известна деятельность "Рекламного товарищества по освобождению Америки от наркотиков", действующего в США. В 1987 г. коалиция из более чем 200 рекламных агентств США с привлечением других компаний начала масштабное наступление на наркотики. Так было создано "Товарищество", которое поставило своей целью "фундаментальный пересмотр общественного отношения к незаконному употреблению наркотиков". Трехгодичная программа стоимостью $1,5 млрд включила в себя деятельность рекламных агентств по всей стране, вносящих свой вклад в кампанию из собственных средств. Программа борьбы с употреблением наркотиков предусматривала сотни публикаций в газетах и журналах, а также более 50 различных выставок на радио и телевидении. СМИ бесплатно предоставили для них эфирное время и печатное пространство на сумму примерно $500 млн в год. К рекламной кампании подключились известные политические, общественные, культурные деятели, голливудские звезды. Была разработана масса материалов, нацеленных на различные группы населения. Одни предназначались для кокаинистов, другие - для курильщиков марихуаны, третьи адресовывались родителям, некоторые - детям. Большинство материалов прямо увязывали употребление наркотиков с прямым путем если не на кладбище, то в спецлечебницу. В телевизионной рекламе для подростков, курящих марихуану, агентство "Н.В. Айер" утверждало, что курильщики подвергают себя риску физических и умственных заболеваний. Другие телеролики сравнивали мозг под действием наркотика с яйцом на раскаленной сковороде и показывали мертвых крыс, отравившихся кокаином. В печатных объявлениях также подчеркивалась опасность употребления кокаин а. Например, в рекламе "Д.Д.Б./ Нидхэм", демонстрирующей эффект от принятия дозы кокаина. Кроме того, были разработаны объявления для родителей, употребляющих наркотики ("Если родители бросят, дети никогда на начнут"), и родителей, отказывающихся говорить на эту тему со своими детьми ("Если каждый говорит, что этого не может произойти с его ребенком, то с чьими же детьми это происходит?").

Кампания была названа "крупнейшей и наиболее целеустремленной добровольной деятельностью частного сектора". Деятельность "Товарищества" ознаменовала новую эпоху в социальной рекламе, показала бесконечные возможности рекламы в решении самых насущных проблем человечества.

В свете жесткой конкуренции идей, сценариев и готовых объявлений социального характера спонсорам некоммерческой рекламы приходится напряженно трудиться, чтобы представить в средства массовой информации ту рекламу, которая с уверенностью может выйти в эфир и в печать. В то время как коммерческие рекламодатели желают стимулировать благоприятное отношение к тому или иному товару, цель некоммерческой рекламы заключается в привлечении внимания к общественному явлению. Если конкретной целью коммерческого ролика для рекламы нового шампуня является изменение потребительских привычек, то целью некоммерческого ролика об экономии электроэнергии является изменение поведенческой модели, в данном случае вырабатывание привычки гасить за собой свет.

Изменения в современной структуре потребления, которые в цивилизованном мире приобрели устойчивый характер, приводят к глубоким последствиям во всей рекламе, которая приспосабливается к новым императивам. Реклама способствует расширению ценностей, норм и основных тем, которые имеют тенденцию "воплощения в повседневной жизни". Социальная роль даже обычной коммерческой рекламы растет с каждым днем. Вместе с тем динамика отношений рекламы и общества, обусловленная частым несовпадением двух образов: того, который предлагает человеку реклама, и того, который сложился у него самого, постоянно меняет формы и направления рекламы. Меняется и характер культурного воздействия текста. Критики рекламы на Западе считают, что потребитель в современном обществе нередко теряет свободу выбора, реклама навязывает ему "искусственно созданные" потребности. Однако приобретает силу и иное мнение: реклама, доказывая свою жизнеспособность, не только расслабляет и забавляет людей, но и меняет к позитиву поведенческие мотивы.

В последнее время реклама утверждается и проникает во все большее количество сфер от избирательных и политических кампаний до социального маркетинга и содействия в решении социальных и гуманитарных проблем. Общество, осознавшее силу и динамичность рекламы, задает ей в обязанность не только веселить, но и воспитывать. Направление социальной рекламы растет, а в коммерческих рекламных роликах нередко возникает "воспитательный" подтекст.

Больший вес приобретает социальный маркетинг, который заключается в создании рекламы, так называемых, общественных и гуманитарных дел, а также отличительных образов больших фирм, групп влияния, политических партий и правительственных структур. Этот тип рекламных кампаний, которые становятся все более популярными в Северной Америке и Европе, представляет собой одну из наиболее перспективных тенденций в развитии современной рекламы.

Социальная реклама - проявление доброй воли людей. Безусловно, социальная реклама очень нужна, особенно в сегодняшнее время. Благодаря ей, люди начинают задумываться над проблемами, которые в сумасшедшем ритме повседневной жизни забываются, уходят на второй план, хотя на самом деле они определяют нравственные основы человека. Хочется надеяться, что в скором времени социальной рекламы станет больше, и она будет затрагивать самые значимые социальные проблемы.

Внедряя в сознание определенные ценности, реклама тем самым пропагандирует определенный образ жизни. Реклама - это специфическая форма пропаганды, это агитация с призывом совершить покупку. Но реклама не просто призывает почти и купить еще один крем от морщин или гель для бритья. Реклама апеллирует символами, которые и выступают инструментом пропаганды.

Не только у нас в стране отношение к рекламе двойственное. На Западе многие упрекают ее в лести индивидууму, и в то же время усиливает у человека ощущение собственной незначительности и бессилия. Реклама апеллирует не к разуму, а к чувству, и, как любое внушение, она не старается воздействовать на своего объекта интеллектуально. И здесь реклама - перестает быть просто рекламой - она становится образом жизни. Как следствие возникает модель одномерного мышления и поведения. В такой рекламе есть элемент мечты, воздушного замка, за счет чего она приносит человеку определенное удовлетворение. Производитель роликов льстят зрителю, придавая ему важность в собственных глазах, делают вид, что обращаются к его критическому суждению, его способности разобраться в чем угодно.

Другая сторона рекламы заключается в том, что реклама - самый мощный фактор влияющий на то, что мы едим, во что одеваемся, на труд и поведения если не всей нации, то, во всяком случае, значительной части населения страны. Временами кажется, что без рекламы мы не в состоянии понять, что читать жизненными ценностями. Реклама питает потребительскую силу человека, создает у него потребность в лучшем уровне жизни, ставит перед ним цель - лучший дом, лучшую одежду, лучшее питание для него и семьи. Некоторые исследователи утверждают, что реклама участвует в работе по возрождению и перевоспитанию человечества. К сожалению, российские производители, на наш взгляд, не полностью осознают этот аспект рекламного послания.


Вряд ли кто возьмется сегодня утверждать, что реклама - высшее проявление культуры. Но совершенно очевидно, что она составляет самую значительную часть так называемой культуры массовой, самой популярной и вездесущей. Массовая культура - феномен сложный и неоднозначный, она и интерпретируется по-разному. В самом простом понимании массовая культура - это культура и искусство, адаптированные для сферы досуга.

В массовом обществе “среднестатистический” условный человек в силу ряда социальных, экономических и других причин не может добиться реализации своих ожиданий, и реализует их “идеально”, мысленно или подсознательно идентифицируя себя с удачливыми героями массовой культуры. Кроме того, массовая культура функционирует как своеобразный “социальный анестезиолог”. ЕЕ потребитель живет не в реальном, а в вымышленном, легком и интересном для него мире, отрешаясь от трудных проблем. И в этом причины ее чрезвычайной популярности. Вспомним хотя бы повальной увлечение в начале прошлого десятилетия латиноамериканскими сериалами.

Что интересует массового человека? Прежде всего то, что содержит элементы его примитивной природы.

1. Самосохранение

2. Любовь и размножение

3. Тщеславие

По существу - это декларация основ, на которых зиждется массовая культура. И она неукоснительно учитывается в рекламных сообщениях.

Самосохранение - одно из основных направлений рекламы: питайтесь тем-то, делайте то-то, покупайте тренажеры - будете в добром здравии и в хорошем настроении.

Любовь и размножение . Тоже одна из ведущих тем рекламы. Она учит нас быть неотразимыми, дает рецепты обольщения лиц противоположного пола с помощью духов, средств от прыщей и шампуня от перхоти. Здесь же и все, что относится к продолжению рода, заботе о детях, начиная от “Памперсов” и заканчивая детским “Орбитом”. Чрезвычайно широко используются сексуальные символы, красивые длинноногие девушки продают все, начиная от нижнего белья и заканчивая шинами на автомобиль.

Тщеславие. Реклама.энергично эксплуатирует это чувство, превращая товары в символы престижа. Она постоянно подчеркивает, что приобретение той или иной вещи или пользование определенными услугами способствует самоутверждению, превосходству на другими.

Массовой искусство откровенно предназначено для массовых продаж, поэтому в каждом его продукте мы можем найти встроенную рекламу. Таким образом реклама - естественный и важный компонент массовой культуры.

Реклама не только подсказывает нам стандарты поведения, но и в значительной мере определяет мораль общества и его этические параметры, здесь реклама выступает как самый активный пропагандист эстетических ценностей. Рекламные объявления сегодня играют основополагающею и ни с чем не сравнимую роль в создании привычек и обычаев, в распространении и закреплении культурных и эстетических клише. Реклама нам диктует, что красиво, а что безобразно, что хорошо, а что плохо. Учитывая, что и у нас и на Западе зачастую популяризируется не лучший вкус, то вырисовывается совсем не радужная картина.

Искусство с большой буквы становится приложением к рекламе кофе, лекарств, зубной пасты, бензина. Каждый день мы слышим избранные темы Баха и Моцарта, видим картины Леонардо да Винчи, Рубенса, но только как приложение к красноречивой рекламе. Они становятся спутниками более “солидных” развлечений, таких как пакетик чипсов, бутылки пива и др. В результате ценности искусства умирают во мнении публики. Стандарты истинного искусства исчезают и постепенно заменяются критериями искусства массового. Интеллектуалы озабоченны примитивизацией культуры, американские ученые утверждают, что американская культура низведена до уровня рекламы.

Массовая реклама в России, как это уже неоднократно говорилось, - явление молодое. Как и многие товары, которые вошли в нашу жизнь в начале девяностых, реклама пришла к нам с Запада. Естественно, что этот факт не мог не отразиться на том, что нам показывали в рекламных роликах. Российские рекламисты в то время, да и сейчас, копируют западные образцы, игнорируя самобытность нашей истории, культуры и образа мыслей. Взять, например, первые ролики кошачьего корма “Вискас”, в которых говорилось, что еда с нашего стола не подходит домашним любимцам. Учитывая, тот факт, что в начале девяностых большинство российских семей не могли себе позволить самых необходимых продуктов, а корм для кошек стоил дороже картофеля, призыв кормить любимую Мурку “Вискасом” воспринимался как издевательство.

Не так давно попалась на глаза публикация, в которой говорилось, что маркетологи корпорации “Марс” (производителя “Вискаса”) апеллировали к чувству ответственности и заботе человеку о своем любимце. Однако если на Западе рассказ о неправильном кормлении кошек действовал на аудиторию, то в российском обществе он вызывал только раздражение. Только после корректировки и снятия с эфира раздражающего ролика, отношение к “Вискасу” в России стало меняться. Это один из многочисленных примеров показывающих, что делать нельзя рекламу без учета национальных особенностей.

Еще пример пренебрежения национальными особенностями при изготовлении рекламы. Одна фармацевтическая компания, рекламируя обезболивающий препарат, использовала плакаты с тремя картинками. На первой женщина с искаженным от боли лицом, на второй - она принимает таблетку, третья изображает улыбчивую особу. Что может быть проще и доходчивее. Однако в Саудовской Аравии резко снизились продажи лекарства. Причина заключалась в том, что в этих странах и читают справа – налево, и картинки рассматривают в этом же порядке. Рекламный плакат воспринимался жителями страны с точностью наоборот: улыбающаяся женщина принимает таблетку и ей становится плохо.

Как бы мы не относились к Соединенным Штатам Америки, нельзя не отметить огромного влияния этой страны не только на политическую обстановку в мире, но и на культуру различных стран. Трудно не согласиться с известным американским политологом Збигневым Бжезинским, который в своей книге “Великая шахматная доска” пишет: “Американская массовая культура излучает магнитное притяжение, особенно для молодежи во всем мире. …Американские телевизионные программы и фильмы занимают почти три четверти мирового рынка. Американская популярная музыка также занимает господствующее положение, и увлечениям американцев, привычкам в еде и даже в одежде все больше подражают во всем мире”.

Бесспорно, что реклама является частью, той самой массовой культуры. Америка - страна, чей опыт в рекламе распространился по всему миру. Для жителей США “американская мечта” воплощает в себе вечную молодость, свободу и благополучную семью (хотя эти ценности смело можно назвать общечеловеческими), и в ее пропаганде немалую роль сыграли крупные американские компании. Рекламируя свой товар “Мальборо”, например, придумало страну свободы, вечная молодость была слоганом компании “Кока-кола”, и т.д.

С того, момента как упал железный занавес, разделявший СССР с остальным миром, западные компании стали осваивать новые рынки. Рекламируя свою продукцию, они стали насаждать ценности, если и не полностью чуждые российскому человеку, то, по крайней мере, долгое время воспринимавшиеся им как отрицательные. В начале девяностых годов 20 века на российском телевидении преобладали рекламные ролики, сделанные западными специалистами. На нас смотрели красивые люди с “импортными” лицами, которые рассказывали нам о достоинствах мыла или крема для обуви. Фоном же к их выступлениям была та самая “заграница”, которая воспринималась большинством из нас, как Эльдорадо. В этом отношении реклама выступала, как одно из средств пропаганды “их” образа жизни.

На этом этапе рушились старые ценности, и образовавшийся вакуум с успехом заполнили ценности западного мира. На смену коллективизму пришла частная собственность, капитал стал восприниматься как одна из главных целей жизни, стремление показать свою индивидуальность, сменило желание быть как все. С одной стороны, в этом заключается на наш взгляд положительное влияние рекламы, поскольку здесь она сыграла роль некоего мостика, который помог адаптироваться советскому человеку в новой реальности. Однако, наряду с этим, такая пропаганда привела к тому, что для части жителей России (в основном подростков) ближе и понятнее герои американских мультфильмов, чьи образы довольно часто эксплуатирует реклама, чем отечественные Чебурашка или дядя Степа.

Произведения российских рекламщиков не несут, в своей массе, национальной самобытности. На экране превалируют ролики, скопированные с западных аналогов, в которых снимаются российские актеры. (Так, компания “Проктер энд Гембел” успешно используют одни и те же клише для рекламы своих товаров по всему миру.) Но если, даже производители рекламы вспоминают, в какой стране они живут и пытаются привнести в ролик самобытность российской истории, то, зачастую эти попытки вызывают раздражение у массы телезрителей. Например, ролик шоколадной фабрики “Россия” по мотивам сказки “Аленький цветочек”, реклама молочных продуктов “Милая мила”. Другая крайность, в которую кидаются российские рекламщики: использование образов известных исторических личностей. Так, дно время было модно рекламировать товары, снимая в роликах двойников Ленина или Сталина.

Сейчас производители пытаются изменить имидж пива “Сибирская корона”, рекламируя его как элитный напиток. При этом в рекламных роликах используются образы промышленников конца XIX – начала XX вв. Рекламщики преподносят это время, как золотое время русского капитала. Трудно себе представить, что пятнадцать, или даже десять лет назад с экрана телевизора преподносился бы образ “капиталиста” дореволюционной эпохи, который к тому же носит черты положительного героя, такие как аккуратность и бережливость. Подобная трансформация образов, когда на смену капиталиста в цилиндре и со злобным лицом, пришел радивый хозяин, свидетельствует о том, что в обществе произошли значительные изменения, и то, что было чуждо несколько лет назад, сейчас приобретает социальную значимость. Опираясь на этот пример, можно утверждать, что сегодня отечественные рекламщики постепенно переходят к использованию в роликах национальных особенностей.

Сегодня американская реклама доминирует в мире, однако, можно услышать от европейских специалистов, о том, что даже жителю объединенной Европы неприятны приемы и образы, которые используют американские рекламщики, что уж говорить о российском потребителе. Россия - страна многонациональная, евроазиатская с соответствующими культурными, в том числе и религиозными особенностями. Но современная Россия в рекламе практически отсутствует. Те шаги, которые делает индустрия рекламы в этом направлении в последние годы, напрямую связаны с подъемом производства в стране. На экранах появились ролики отечественных товаров, начиная от продукции концерна “Калина” и, заканчивая “Камазом”, что, конечно же, не может не радовать. Но, даже здесь наши рекламисты, оглядываясь на Запад, очень редко используют в своих клипах национальную специфику.

Яркий пример. Последние десять лет Санта Клаус вытесняет из детского сознания привычного Деда Мороза, во многом благодаря перенесенным на наши экраны новогодних рекламных роликов. Кроме этого, к нам привносятся с Запада Рождественские и новогодние традиции. Например, в рекламе детского “Орбита”, жевательная резинка “прячется” в подарочный чулок, подвешенный над камином. Традиция класть подарки в чулки - английская, которая потом стала традицией и американской. Мы же привыкли, что подарки Дед Мороз кладет под елку.

После просмотра некоторых роликов, создается впечатление, что рекламщики воспринимают российского покупателя как крайне невежественного человека. Например, на этикетках некоторых марок подсолнечного масла представлен весь древний русский город. Как известно он делился на детинец (кремль) посад и слободу. Соответственно производится масло “Слобода”, “Кремлевское” и “ Посадское”. Видимо первой начала копаться в истории “Слобода”, потому, что завод ЭФКО находится в Алексеевской слободе, а остальные решили не отстать.

Потом еще есть “Золотые Купола”, “Ярилло”, “Старорусское”, “Престол”. Это, так называемый, “старорусский стиль” в российской рекламе. Здесь рекламщики пытаются использовать исконно российскую атрибутику. Однако, подсолнечник в России, как и картофель, стали культивировать только при Екатерине Второй, и первое подсолнечное масло сделали в 1829 году. Но, похоже, что для наших производителей, что Екатерина Великая, что Елена Прекрасная - одно и тоже.

Еще одна, неуклюжая на наш взгляд попытка, привнести национальные ценности в телерекламу. “Московская кофейня на паях” выпустила на телеэкраны ролики, которые назывались “История кофе”. Правильнее было бы назвать их “История династии Романовых”, потому что в них действуют Петр Великий, Екатерина Великая и Александр-Освободитель вместе с Дмитрием Менделеевым. Красочные произведения, снятые на отличной пленке, с достаточно большой массовкой, видимо, должны были заставить российского зрителя покупать исключительно продукцию МКНП. Однако, зритель больше запоминал персонажей ролика, их реплики (“Кофе пить будем - и державу подымем”), чем название фирмы.

Существует масса ценностей исконно российских. Таких как духовность, сострадание, взаимопомощь, верность дружбе, сострадание, тонкость чувств, и уязвимость души. Реклама, на наш взгляд, мягко и деликатно культивировать эти ценности, показывая их преимущество перед ценностями западными. Мы уже практически освободились от коммунистических доктрин, приняв ценности Запада. Теперь настала пора отделять зерна от плевел, отделять весь мусор, хлынувший на нас бурным потоком, от действительно полезных вещей.

Отдельно следует сказать несколько слов и об использовании в роликах русского языка. О том, что в нашем языке достаточно заимствованных слов - известно всем. Однако в рекламе часто используют необоснованно иностранные слова. Креатив – вместо творчества, дилер – вместо оптового продавца, маркетер – вместо продавца, дистрибуция – вместо распространения и т.д. Русский язык - богат и многообразен: к каждому иностранному слову, используемому в разговоре, если постараться, можно найти несколько русских синонимов. Поэтому использование иностранной лексики в рекламе, на наш взгляд, способствует засорению родного языка.

Другой крайностью, в которую кидаются отечественные производители рекламы, является повсеместное использование жаргонизмов и молодежного сленга. Понятно стремление рекламистов обратиться к целевой аудитории на ее языке, но использование словечек из блатного жаргона “типа”, “братва” или всевозможных “оттянись”, “оторвись”, приводит к отрицательным последствиям. Ведь, реклама, благодаря своей тиражности активно воздействует и на наш повседневный язык, а он все больше становиться похожим на смесь “французского с нижегородским”.

Говоря об использование социальных ценностей в телерекламе, мы остановимся более подробно на использование такого понятия как семья. Для большинства жителей этой планеты семья - одна из главных ценностей в жизни. Так или иначе, все значимые в жизни события большинства людей происходят в семье, поэтому “семейные” образы в рекламе эксплуатируются чаще всего. Дом, семья - отличное место для демонстрации широкого спектра товаров, начиная от продуктов и заканчивая автомобилями.

Реклама сознательно игнорирует все отрицательные стороны жизни. В рекламном мире нет места безработице, войнам, даже болезнь быстро устраняет чудо-лекарство. Поэтому, пытаясь воспроизвести реальность, рекламщики создают ее искаженную копию, и в первую очередь это касается семьи. Создается впечатление, что семья в рекламе - это союз людей, которых объединяет проблема и ее решение. Ребенок не может сдать экзамен без порции “Несквика”, муж не может сам постирать себе рубашку, а женщина испытывает дикое удовольствие, когда ей удается накормить ребенка и привести в порядок дом после неряхи-мужа.

Вообще образ женщины в современной рекламе заслуживает более подробного анализа. Условно женские рекламные образы можно поделить на две части: женщина-мать и женщина–сексуальный-объект. В первой ипостаси, женщина показана на кухне, реже в магазине или в ванной, но в большинстве случаев ее место ограничивается домом. Она готовит еду на “правильном” масле, стирает “правильным” порошком, моет окна “правильным” средством и т.д. В общем, она воплощает в себе идеал хранительницы семейного очага. При этом, глядя на остальных членов рекламной семьи, создается впечатление, что главная цель их существования – испортить жизнь матери (или жене): посадить на одежду или скатерть трудно выводимые пятна, испачкать ковер. Но не все так плохо, маленькие радости есть и у нее - иногда ей достаются похвалы от мужа, детей, свекрови или соседей за вкусно приготовленный обед или хорошо вымытую ванну.

Другой женский образ - это молодая женщина без определенного занятия. С одной стороны ее главная цель понравится мужчинам, для этого она использует всевозможную косметику, посещает фитнесс-центры и т.д.; с другой стороны она идет в нагрузку ко всем слагающим красивой жизни: автомобилям, отдыху в экзотических странах, а иногда и к свежему дыханию или пиву. Причем, слабо одетые девушки с пышными формами, рекламируют практически все товары народного потребления.

Оба эти образа, на наш взгляд, поверхностны и не отвечают современным реалиям. Современная женщина - это нечто большее, чем просто домохозяйка или красивая кукла. К сожалению, рекламщики продолжают использовать только два выше обозначенных образа, и не стремятся их видоизменить. Но это тема отдельного исследования, мы же в своей работе ограничились поверхностными, но на наш взгляд, существенными замечаниями.

В телевизионной рекламе, где главными героями выступают члены семьи, чаще всего используется прием драматизация. В таких роликах главным героем выступает более опытный человек, который поучает несмышленыша пользоваться отбеливателем “Асс” или растительным маслом. Эффективность подобных посланий очевидна. Каждый из нас может оказаться в такой ситуации, и каждому поможет рекламируемое средство.

Герои этих роликов стереотипны, стереотипны и пути решения их проблем. Но стереотипы эти во многом отличаются от реальных людей. С одной стороны реклама с экранов преподносит нам идеальный мир, где все просто, с другой она пропагандирует такой упрощенный подход к жизни, к взаимоотношениям в семье.


В потоке, хлынувшем на российского зрителя в начале девяностых, рекламы не последнее место занимали ролики, рекламирующие крепкие спиртные напитки и знаменитые марки сигарет. Позже эта реклама была снята с эфира и переместилась на страницы газет и журналов, и на городские улицы. Однако, на смену роликам немецкой водки “Смирнов” и “Распутин” пришли клипы российских пивоваренных компаний.

С того момента как была запрещена телевизионная реклама спиртных напитков, и реклама пива стала занимать все больше и больше эфирного пространства, прошло не так уж много времени. Сегодня можно услышать от специалистов, что стране грозит эпидемия подросткового пивного алкоголизма. В роликах пиво помогает общаться, без него не обходится ни одна встреча, оно сопровождает человека буквально везде: на отдыхе, на работе, дома, и даже в трамвае.

Формально только несколько пивоваренных компаний апеллируют в своих рекламных компаниях к молодежи, однако, шквал телевизионной рекламы “Бочкарева”, “Солодова”, “Очакова”, “Балтики” и многих других, не может не повлиять на мировоззрение аудитории, и, прежде всего, подростков.

А кто идет за “Клинским”?

Сегодня - самый меткий!”

Этот текст произносится на фоне кадров, на которых показаны молодые люди, которые весело общаются, время, от времени потягивая “Клинское”. Формально артисты, снявшиеся в этих роликах, уже достигли совершеннолетия, однако многие из них, выглядят гораздо моложе. (Ролики “Кто пойдет за “Клинским?” - второй этап в рекламной истории этой продукции. Первый был прямо адресован подросткам. В роликах снялись артисты, которым с трудом можно было дать восемнадцать лет. Подростки предпринимали разного рода ухищрения, чтобы им было удобно пить пиво во время прогулки или на дискотеке. Заканчивался ролик модной рэповой речевкой: “Мы так одеты (носим кепки, танцуем и т.д.), потому что так мы пьем наше пиво!”). Это лишь один пример рекламы этого пусть и слабо, но алкогольного, напитка.

Рекламным создателям следует помнить, что при создании рекламной компании такого специфического напитка, следует очень осторожно использовать те или иные образы. Ведь, в нашем обществе уже сегодня набирает силу движения протеста против рекламы пива на ТВ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Телевизионная реклама прочно и, похоже, навсегда вошла в нашу жизнь, стала неотъемлемой частью нашей повседневности. И как бы мы не относились к ней, этот факт отрицать невозможно. Современная реклама разнообразна и зрелищна. За последние годы уровень рекламной продукции, несомненно, возрос. Отечественные производитель активно применяют на практике достижения более развитых стран. Реклама стала центральным элементом телевизионных развлечений, по своему блеску затмевающему многие другие. Непосвященным зрителям она кажется игрой, но эта игра стоит больших денег. Вместе с тем реклама стала центром притяжения актеров, режиссеров, драматургов и представителей множества других профессий.

Большое количество рекламной продукции на ТВ раздражает множество зрителей. Поэтому все чаще, сидя у телевизора, мы переключаем канал, как только появляется рекламная заставка. Но, не смотря на это, нельзя отрицать положительные стороны существования рекламы на ТВ. Во-первых, реклама делает наше телевидение более зрелищным и интересным. Во-вторых, реклама является одним из важнейших источников дохода для телевизионных компаний (правда, в этом случае возникает опасность зависимости канала от рекламодателя и возникновения давления с его стороны на руководство канала). В-третьих, в производстве рекламы принимают участие множество специалистов, которые постоянно повышают свое квалификацию. Производство рекламы в нашей стране за последнее время превратилось в отдельную индустрию, которая тесно связанна с производством и рынком. Выявление этой функции у рекламы позволяет ее характеризовать как социальный институт, воспроизводящий социальные ценности и поэтому выступающий интеграционной скрепой для общества. Правда, здесь следует сделать уточнение: эта интеграция осуществляется не на базе производства, а на базе. Поэтому данная социокультурная роль реализуется рекламой в обществе, с развитой экономической основой, где преодолен громадный экономический раз­рыв между основными социальными слоями. Для такого общества характерна мозаичность культурных стилей и мировоззренческих позиций, что требует по­иска некой интегрирующей силы. В качестве такой силы и выступает реклама.

В странах развитой экономики, в частности США, реклама оказывает огромное влияние на повседневную жизнь. Еще до того как ребенок начинает говорить, он пытается воспроизвести рекламную лесенку, услышанную с телеэкрана. Песни, юмор и лозунги рекламных объявлений вошли в современный американский фольклор. Психологическое воздействие рекламы очень велико, по данным троса, который был проведен компанией Роппера, 74% американцев смотрят рекламу из удовольствия. В нашей стране этот показатель значительно ниже. Реклама, в своей массе раздражает российского зрителя.

Современная реклама - это не безликий зазывала прошлого, сегодня - это массовая индустрия, которая стимулирует экономику. Делая рекламу, производитель к этой задаче подходит с научной стороны. На данном этапе, реклама - это тщательно выверенное, сфокусированное сообщение, которое не только несет информацию, но развлекает и дает эстетическое наслаждение (правда, не вся реклама может выполнять эту функцию). Реклама - это часть нашей жизни, и задача производителей рекламы сделать так, чтобы она несла в себе как можно меньше раздражителей. Зрители относятся к телевизионной рекламе как к названному гостю, и этот гость должен вести себя безупречно. Реклама не должна сердить, оскорблять зрителя, вызывать у него тревогу без немедленного снятия ее. Если она и нарушила какие-то каноны, то обязана соблюдать хорошие манеры, помнить об уважении к аудитории.

Ни для кого не секрет, что главная задача рекламы - продать товар. Американский социолог Вэнс Пэккард категорично заявил: “Без рекламы американская экономика развалилась бы через пятнадцать секунд”. Да, реклама - это не служанка, а значительная часть экономики. На ее изготовление и размещение тратятся огромные суммы денег. Наша страна, где прыжками, где ползком, где зигзагами, движется к цивилизованному рынку, и сформировать его без помощи рекламы невозможно: она порождается рынком и сама является инструментом его формирования.

Внедряя в сознание определенные ценности, реклама тем самым, пропагандирует определенный образ жизни. У нас в стране, впрочем, как и на Западе, к рекламе отношение двойственное. С одной стороны, ряд западных философов и социологов, особенно в 60-е годы, весьма негативно оценивали ее, видя в ней механизм манипулирования массовым сознанием. По мнения американского экономиста и социолога Джона Гэлбрайта “реклама заставляет покупать человека вещи, которые в действительности ему не нужны. Бесспорно, в этом есть определенная доля истины, но это - лишь одна сторона рекламы.

Развитие нашего общества напрямую будет зависеть от того, насколько успешно будут внедрены в массовое сознание новые ценности, приходящие на смену ценностям прошлого. Это - ценности мировой цивилизации, от которых наша страна долгое время была отгорожена, это ценности, которые еще совсем недавно мы считали “буржуазными” и за которые порой нещадно карали: частная собственность, капитал, предпринимательство, индивидуализм и т.д. А разве у нас нет ценностей исконно российских? Есть. Это и генетически в нас заложенная духовность, взаимопомощь, верность дружбе, сентиментальность, сострадание. Они не очень то пропагандировались в рамках коммунистической идеологии, про них предпочли забыть и сейчас.

Реклама - это зеркало жизни. Американский социолог Дениэл Бурстин говорил “Покажите мне рекламу той или иной страны, и я расскажу вам все об этой стране”. Интересно, что может сказать г-н Бурстин о нашей стране, если он познакомится с нашей современной рекламой, где предлагаются почти исключительно “женские прокладки”, “детские подгузники”, средства от перхоти и жевательные резинки от кариеса. Однако стоит отметить, что за последние три года с ростом промышленного производства и приходом на рынок России отечественных брендов, этот перекос начинает выравниваться. Смеем надеяться, что с дальнейшим развитием отечественной промышленности эта тенденция будет продолжаться.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


2. Бжезинский Зб. Великая шахматная доска, М., Международные отношения, 1998г.

3. Блэк С. PR. Международная практика, Издательский дом “Довгань”, 1997г.

7. Ервин – Практический маркетинг. ”Высшая школа”, М., 1995 стр

10. Котлер Ф. – Основы маркетинга. М., “Бизнес-книга” 1995

11. Лебедев А. Н., Боковников А. К. Эксперементальная психология в российской рекламе. М.: Издательский центр "Академия", 1995.

12. Панкратов Ф. Г., Серегина Т. К., Шахурин В. Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведения. - М.: Информационно-внедренческий центр “Маркетинг”, 1998.

13. Райс Э., Траут Дж. Маркетинговые войны, Спб, Питер, 2000 г.

16. Словарь рыночной экономики. Москва, 1993

19. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. проф. О. И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 1997.


21. Дымшиц М. Нет реальности превыше мастерства/Рекламистъ №3, 1996.


Тугаринов В. П. Избранные философские труды. Л., 1988. С. 261.

Зб. Бжезинский, “Великая шахматная доска”, М., “Международные отношения”, 1998 г, стр. 38.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Рекламная коммуникация и её влияние на ценностные ориентации общества. Характеристика социокультурных функций коммерческой рекламы. Изучение социально-коммуникативных основ рекламной деятельности. Основные темы социальной рекламы в Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 29.01.2016

    Типы и функции рекламы. Определение и типология телерекламы. Преимущества и недостатки телевизионной рекламы. Этапы становления телевизионной рекламы в России. Анализ телевизионных роликов, рекламирующих шоколад. Эффективность телевизионной рекламы.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2015

    Понятие, характеристика и классификация телевизионной рекламы. Этапы становления телевизионной рекламы в России. Современные тенденции развития рекламы. Первые советские рекламные ролики. Виды, технология и приемы создания телевизионной рекламы.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2011

    Понятие и характеристика телевизионной рекламы, ее формы и разновидности, оценка преимуществ и недостатков. Экономическая и психологическая эффективность телевизионной рекламы, критерии и основные факторы ее оценки. Этапы развития рекламы в России.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2013

    Сущность и виды телевизионной рекламы. Преимущества телеэфира по сравнению с радиорекламой и другими видами рекламы в СМИ. Особенности телевизионной рекламы на телевидении на примере телеканала TV 1000. Совершенствование рекламы на телеканале TV 1000.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2012

    Ранний этап развития рекламы в США. Методы, использовавшиеся организаторами войны за независимость. Первые рекламные агентства. Американские связи с общественностью, реклама в XX-м веке, развитие телевизионной рекламы. Период "позиционирующей" рекламы.

    реферат , добавлен 19.09.2009

    Анализ рекламы как составной части имиджа фирмы. Способность телевизионной рекламы воздействовать на визуальное и аудиальное восприятие. Создание эффективной рекламы. Анализ ролика жевательной резинки "Dirol": эффективность, преимущества и недостатки.

    реферат , добавлен 24.03.2012

    Реклама: понятие и этапы развития. Способы и инструменты воздействия рекламы. Реклама и культура в современном обществе. Отражение общественных ценностей в рекламе. Анализ национальных ценностей и традиций русской культуры в телевизионной рекламе.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2017